Дранишников, В. В. Общие основы педагогики : учебное пособие для студентов педагогических вузов / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2006. – 117 с.

ние жить в соответствии с этими заповедями и законами. Эти нормы стали также предметом теоретических рассуждений о воспитании. Ислам, или мусульманство, - одна из четырех мировых рели­ гий (возник в начале VII века) также содержит предписание о пове­ дении людей в различных ситуациях, толкование учения Мухаммеда - основа ислама"1. Во всем мире, в том числе и в светских странах, в той или иной мере используют педагогические возможности религии (чаще христианства, ислама, буддизма, иудаизма) в нравственном и эмо­ циональном развитии детей. В советской школе периода господства воинствующего атеиз­ ма, как государственной идеологии, использовать в воспитании ре­ лигиозные источники запрещалось. В настоящее время после десятилетий забвения стали акту­ альны "забытые" христианские мысли К.Д.Ушинского: "Как бы кто ни смотрел на христианскую религию, но наука не может на нее смот­ реть иначе, как на историческое явление, возникающее из потребно­ стей и свойств души человеческой... Все религиозные системы не только возникали из потребно­ стей души человека, но и были в свою очередь своеобразными кур­ сами психологии; в них-то и формировался более всего взгляд чело­ века на мир душевных явлений, так что без помощи религиозных систем мы не можем объяснить себе общечеловеческой психологии, ее истин и ее заблуждений. Выходя из психических потребностей, религия, в свою очередь, распространяла, конечно, обширнее и удачнее, чем может распространяться какая бы то ни было кабинет­ ная психологическая теория"2. "Евангелие, - считал К.Д.Ушинский, - действует на десятилет­ нее дитя: это я сам испытал на себе и на детях: служение также, праздники и обряды также, они укрепляют религиозное стремле­ ние"3. И еще одна гуманистическая мысль выдающегося русского педагога: "Церковь должна быть прибежищем для чувств и верова­ ний человека, а не становиться на широкой дороге его мирских дел; пусть человек бежит к ней от мирского шума, но ей самой выходить на светский рынок не приходится, не объявляя претензии на подчи­ нение разума, пусть она обращается только к сердцу человека, да и 'Прокопьев И. И., Михалкович Н. В. Педагогика / Учеб. пособие. - Минск: Тетра-Системс, 2002. С. 21-22. 2Ушинский К. Д. Христианская идея, религия, церковь // Воспитание человека: Избранное / Сост. вступ. ст. С. Ф. Егорова. М.: Изд. Дом "Карапуз", 2000. С. 55-56. 3Там же. С. 56. 37

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz