Дранишников, В. В. Общие основы педагогики : учебное пособие для студентов педагогических вузов / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2006. – 117 с.

Знаковым событием в истории развития человечества стало появление письменности. Она зафиксировала и научные достиже­ ния, и многочисленную, разнообразную информацию обо всех сфе­ рах человеческой жизнедеятельности. И проблемы воспитания по­ падают не только в научные трактаты философов, но даже в законы государства. "Например, по законам Солона (между 640 и 635 - ок.559 до н.э.) полагалось, чтобы отец (речь, конечно, шла о свободных граж­ данах) обязательно позаботился о специальной выучке своих сыно­ вей в той или иной области труда. В тех же законах подчеркивалось, что сын мог не кормить отца в старости, если тот не выучил его ни­ какому ремеслу"1. Появившаяся письменность способствовала накоплению и обобщению знаний о целях, путях и способах воспитания и обуче­ ния. Впервые проблема образования как проблема самостоятельной сферы человеческой деятельности в полном объеме была постав­ лена в Древней Греции в сер. I тыс. до н.э., когда начался интенсив­ ный поиск ответа на вопрос о том, как достигается и поддерживается образцовое поведение - "арете" и каким должно быть ведущее к арете образование - "пайдея". Именно тогда и появляются новые, интересные источники пе­ дагогики в виде философских трудов ученых Демокрита, Платона, Аристотеля и др., которые сумели развить педагогическую мысль до уровня теоретического обобщения процессов воспитания и обучения (об этом мы уже говорили ранее). Философия эпохи Возрождения (Витторино да Фельтрэ, Раб­ ле, Монтень - XIV-XVII вв.) обогатила педагогику идеями гуманизма. Педагогическая мысль развивалась не только в сфере фило­ софии, но и в недрах религии (верований). "Достаточно назвать хотя бы "Веды" - главные четыре свя­ щенные и другие книги древних индийцев, созданные в XII-VII веках до н.э. (по другим данным - с середины II тысячелетия до н.э. до VI в. до н.э.). В них обсуждались проблемы космологии, теологии (бого­ словия), онтологии (учение о бытии), теория познания и т.д. Они имели прямое отношение к формированию умозрительных взглядов на воспитание. Сошлемся также на Библию - священное писание иудаизма и христианства: Ветхий Завет (XII-II вв. до н.э.) и Евангелие (2-я поло­ вина I - начало II в ). В них отражены нормы поведения людей в со­ ответствии с кодексом христианской морали (заповеди, притчи, ми­ фы). Тысячелетия христиане воспитывали и учили молодое поколе'Харламов И. Ф. Педагогика: Учебник. Изд. 7-е. - Минск: Университетское, 2002. С. 14. 36

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz