Дранишников, В. В. Общие основы педагогики : учебное пособие для студентов педагогических вузов / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2006. – 117 с.

определений. Это - клад коллективного творчества разных людей многих поколений, народная мудрость, которая накапливалась ве­ ками. А этнопедагогика - это уже обобщенное, теоретическое ос­ мысление народной педагогики разных национальностей и народов многих веков"1. Таким образом, предметом этнопедагогики является народное воспитание, обеспечивающее педагогу передачу культурного насле­ дия этноса новым поколениям. Роль этнических источников в отечественной педагогике ис­ ключительно велика. Россия одна из самых многонациональных стран мира. Из 2000 народов, проживающих на планете, более 150 представлены на российской земле. Специфика культурного пространства Кольского Севера за­ ключается в том, что на небольшой территории сегодняшней Мур­ манской области издавна взаимодействуют, взаимообогащаясь, культуры таких разных, самобытных народов, как культура коренного населения Русской Лапландии - саамов (лопарей), культура русско­ го (поморского) населения, выходцев из Новгородских земель, куль­ тура пришедшего в 17 веке с Урала народа коми (ижемцев) и, нако­ нец, общерусская культура. И сегодня народная педагогика не потеряла своего влияния на процесс воспитания детей. Известный писатель, фольклорист Д.М.Балашов, побывав на Терском берегу Кольского полуострова, сделал "открытие" о специфике и важности поморской педагогики: "Там я впервые увидел, что ребята деревенские не в забросе. Вот когда они по деревне стайками бегают, взрослые делают им замеча­ ния. Причем, как правило, однотипные. Интересная система, при которой я никак не мог понять, кто эта женщина, что кричит на улице на детей, кто она им: мать, тетка или вообще посторонняя. То есть ее замечания были согласованы с миром деревни - если что-то за­ прещают, то запрещают всем. Причем взрослые не пасут детей, они заняты своим делом. Покорило обращение поморов с детьми - очень бережное. Скажем, если ребенок облил чем-то стол, на него не кричат - молча вытирают. На Севере любят чистоту. Вообще я привез в Варзугу своего сына и впервые отчетливо понял, насколько он плохо, отвратительно воспитан. Тогда я впервые задумался, что же такое - культура Русского Севера"2. ’Прокопьев И. И., Михалкович Н. В. Педагогика / Учеб. пособие. - Минск: Тет- ра-Системс, 2002. С. 130-131. 2Дранишников В. В. Теоретико-методологические основы и практика формиро­ вания гражданственности школьников (на материале истории и культуры народов Кольского Севера): Монография. М.: РИЦ "Альфа", МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2002. С.95. 35

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz