Дранишников, В. В. Общие основы педагогики : учебное пособие для студентов педагогических вузов / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2006. – 117 с.
определений. Это - клад коллективного творчества разных людей многих поколений, народная мудрость, которая накапливалась ве ками. А этнопедагогика - это уже обобщенное, теоретическое ос мысление народной педагогики разных национальностей и народов многих веков"1. Таким образом, предметом этнопедагогики является народное воспитание, обеспечивающее педагогу передачу культурного насле дия этноса новым поколениям. Роль этнических источников в отечественной педагогике ис ключительно велика. Россия одна из самых многонациональных стран мира. Из 2000 народов, проживающих на планете, более 150 представлены на российской земле. Специфика культурного пространства Кольского Севера за ключается в том, что на небольшой территории сегодняшней Мур манской области издавна взаимодействуют, взаимообогащаясь, культуры таких разных, самобытных народов, как культура коренного населения Русской Лапландии - саамов (лопарей), культура русско го (поморского) населения, выходцев из Новгородских земель, куль тура пришедшего в 17 веке с Урала народа коми (ижемцев) и, нако нец, общерусская культура. И сегодня народная педагогика не потеряла своего влияния на процесс воспитания детей. Известный писатель, фольклорист Д.М.Балашов, побывав на Терском берегу Кольского полуострова, сделал "открытие" о специфике и важности поморской педагогики: "Там я впервые увидел, что ребята деревенские не в забросе. Вот когда они по деревне стайками бегают, взрослые делают им замеча ния. Причем, как правило, однотипные. Интересная система, при которой я никак не мог понять, кто эта женщина, что кричит на улице на детей, кто она им: мать, тетка или вообще посторонняя. То есть ее замечания были согласованы с миром деревни - если что-то за прещают, то запрещают всем. Причем взрослые не пасут детей, они заняты своим делом. Покорило обращение поморов с детьми - очень бережное. Скажем, если ребенок облил чем-то стол, на него не кричат - молча вытирают. На Севере любят чистоту. Вообще я привез в Варзугу своего сына и впервые отчетливо понял, насколько он плохо, отвратительно воспитан. Тогда я впервые задумался, что же такое - культура Русского Севера"2. ’Прокопьев И. И., Михалкович Н. В. Педагогика / Учеб. пособие. - Минск: Тет- ра-Системс, 2002. С. 130-131. 2Дранишников В. В. Теоретико-методологические основы и практика формиро вания гражданственности школьников (на материале истории и культуры народов Кольского Севера): Монография. М.: РИЦ "Альфа", МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2002. С.95. 35
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz