Дранишников, В. В. Общие основы педагогики : учебное пособие для студентов педагогических вузов / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2006. – 117 с.

ИСТОЧНИКИ ПЕДАГОГИКИ "Источники педагогики - это систематизированные и опреде­ ленным образом упорядоченные всевозможные продукты педагоги­ ческой деятельности людей, содержащие сведения о различных сторонах образовательно-воспитательной практики человечества" . Богатейшим источником педагогики является народная педа­ гогика, которая в течение тысячелетий аккумулировала опыт жизни первобытных людей, занимавшихся сначала охотой и собиранием, а потом скотоводством и земледелием. Уже первобытный человек выработал не только на инстинктивном уровне, но и путем примера передавал, обогащал программы поведения людей. И чем более сложными становились занятия человека, тем более усложнялось и воспитание подрастающих поколений. Со временем накапливается опыт, он отражается в фольклоре народа, племени, общины; закрепляется в обычаях, традициях, об­ рядах, ритуалах; опредмечивается в предметах материально­ бытовой культуры данного племени, народа; в закодированном виде фиксируется в предметах культа, тотемах, игрушках и т.д. Именно этот опыт и передается в виде знаний и в виде практики от старших к младшим, а младшими он усваивается. Так складывается народ­ ная педагогика. Т.е. народная педагогика - это не только разнообразный фольклор, но еще и многочисленные другие формы народного вос­ питания, сохранившиеся до наших дней: игры, народные праздники, ритуалы, традиции и т.д. Народную педагогику К.Д.Ушинский считал одним из важней­ ших факторов, под влиянием которых складывается отечественная педагогическая наука. В педагогической мудрости народа наблюдается достаточно четкая дифференциация форм воспитания: - пословицы - для социально-этического; - загадки - для умственного; - песни - для эстетического, патриотического; - сказки - для того и другого. В педагогической литературе встречаются два близких по смыслу термина "народная педагогика" и "этнопедагогика". "Народная педагогика - это эмпирические знания, опыт масс, совокупность средств, умений и навыков воспитательной практики, бытующих в народе. В ней нет строго сформированных законов вос­ питания, систематизированных знаний, точных научных терминов и 'Пуйман С. А. Педагогика. Основные положения курса. - Минск: Тетра- Системс, 2002 С. 8. 34

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz