Дранишников, В. В. Общие основы педагогики : учебное пособие для студентов педагогических вузов / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2006. – 117 с.

Автор перечисляет и другие педагогические законы: - закон единства целей, содержания методов воспитания; - закон единства обучения, воспитания и развития личности; - закон воспитания в деятельности; - закон активности воспитанника; - закон единства воспитания и общения; - закон воспитания в коллективе; - закон зависимости воспитания от возрастных особенностей воспитания1. Как мы видим, в вопросе о закономерностях и законах педаго­ гического процесса нет единства мнения и не выработаны убеди­ тельные критерии, по которым можно было бы их квалифицировать. Л.Д.Столяренко и С.И.Самыгин используют в своих работах лишь понятие "закономерности". К ним они относят: - характер воспитания на всех исторических этапах определя­ ется объективными потребностями производства и интересами пра­ вящих классов общества; - неразрывное единство обучения и воспитания (в узком смысле) в целостном педагогическом процессе, которое также явля­ ется закономерностью воспитания; - воспитание личности происходит только в процессе включе­ ния ее в деятельность; - в процессе воспитания необходимо проявлять гуманность и уважение к личности с высокой требовательностью; - в процессе воспитания необходимо открывать перед учащи­ мися перспективы их роста, помогать им добиваться успехов; - в процессе воспитания необходимо выявлять положительные качества учащихся и опираться на них; - в воспитании необходимо добиваться единства и согласо­ ванности педагогических усилий учителей, семьи и общественных организаций; в процессе воспитания необходимо побудить ребенка к осу­ ществлению самовоспитания"2. Нам думается, в решении вопроса, какую закономерность от­ нести к педагогическому закону, можно использовать критерий ши­ роты проявления этой закономерности. Если закономерность пока­ зывает существенные, устойчивые, повторяющиеся отношения и свя­ зи между фактами и явлениями и в теории воспитания, и в дидакти­ ке, и в управлении образовательными и воспитательными система­ ми, такую закономерность следует считать педагогическим законом. ’Педагогика: Учебник /Л. П. Крившенко и др.; Под ред. Л. П. Крившенко. - М.: Изд-во "Проспект", 2005. С. 91-92. 2Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Педагогика: 100 экзаменационных ответов. Изд. 4-е, испр. и доп. - М.: ИКЦ МарТ, Ростов н/Д: Изд. Центр "МарТ", 2005. - С. 73-75. 33

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz