Дранишников, В. В. Общие основы педагогики : учебное пособие для студентов педагогических вузов / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2006. – 117 с.

- эффективность педагогического процесса закономерно зави­ сит от тех условий, в которых он протекает (материальных, гигиени­ ческих, морально-психологических и т.п.); - зависимость воспитательных результатов от особенностей взаимодействия детей с окружающим миром. Л.Д.Столяренко и С.И.Самыгин используют в своих работах лишь понятие "закономерности". К ним они относят: - характер воспитания на всех исторических этапах определя­ ется объективными потребностями производства и интересами пра­ вящих классов общества; - единство целей, содержания и методов воспитания; - неразрывное единство обучения и воспитания (в узком смысле) в целостном педагогическом процессе, которое также явля­ ется закономерностью воспитания; - воспитание личности происходит только в процессе включе­ ния ее в деятельность; - в процессе воспитания необходимо проявлять гуманность и уважение к личности с высокой требовательностью; - в процессе воспитания необходимо открывать перед учащи­ мися перспективы их роста, помогать им добиваться успехов; - в процессе воспитания необходимо выявлять положительные качества учащихся и опираться на них; - в воспитании необходимо учитывать возрастные и индивиду­ альные особенности учащихся; - воспитание должно осуществляться в коллективе и через коллектив, - в воспитании необходимо добиваться единства и согласо­ ванности педагогических усилий учителей, семьи и общественных организаций; - в процессе воспитания необходимо побудить ребенка к осу­ ществлению самовоспитания"1. Профессор Л.П.Крившенко, напротив, в своем учебнике рас­ крывая тему "Закономерности вопроса воспитания", использует по­ нятие "закон", там, где его коллеги используют понятие "закономер­ ность". Он пишет: "Среди закономерностей воспитания выделяют некоторые наиболее общие, скорее характеризующие воспитание как социальное явление, чем как педагогический процесс. Эти зако­ ны указывают на отношение воспитателя и общества. Основной из них - это закон соответствия воспитания требованиям общества...2" 'Столяренко Л. Д., Самыгин С. И. Педагогика: 100 экзаменационных ответов. Изд. 4-е, испр. И доп. - М.: ИКЦ МарТ, Ростов н/Д: Изд. Центр "МарТ", 2005. С. 73-75. 2Педагогика: Учебник /Л. П. Крившенко и др.; Под ред. Л. П. Крившенко. - М.: Изд-во "Проспект", 2005. С. 91. 32

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz