Дранишников, В. В. Общие основы педагогики : учебное пособие для студентов педагогических вузов / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2006. – 117 с.

ЗАКОНОМЕРНОСТИ (ЗАКОНЫ) ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА Закономерности - это устойчивые, повторяющиеся и сущест­ венные связи в образовательном процессе, реализация которых по­ зволяет добиваться эффективных результатов в развитии и форми­ ровании личности. Закономерность - наиболее общая форма воплощения теоре­ тического знания. Она свидетельствует о наличии закона. Законо­ мерный - значит, осуществляющийся на основе закона"1. "Закон, - необходимое, существенное, устойчивое, повторяю­ щееся отношение между явлениями в природе и обществе"2. Важно, что законы дают нам теоретическое знание об объекте действительности, о реальности, которая получает наука. Законы в гуманитарных науках носят вероятно-статистический характер, т.к. в воспитании законы реализуются при наличии опре­ деленного числа и характера факторов, среди которых на первом месте субъективный фактор - человек, человеческая деятельность. В педагогике понятие "закон" и "закономерность" очень близ­ кие. Разные исследователи одни и те же устойчивые, повторяющие­ ся и существенные связи в педагогическом процессе называют по- разному: одни - "законами", другие - "закономерностями". Например, В.А.Сластбнин считает: "Наиболее общая, устойчи­ вая тенденция воспитания как общественного явления состоит в обязательном присвоении подрастающими поколениями социально­ го опыта старших поколений. Это основной закон педагогического процесса. С основным законом тесно связаны специфические зако­ ны, проявляющиеся как педагогические закономерности"3. И дальше он перечисляет следующие педагогические законо­ мерности: - обусловленность содержания, форм и методов педагогиче­ ской деятельности уровнем развития производительных сил обще­ ства и соответствующих им производственных отношений и над­ стройки; - уровень образования определяется не только требованиями производства, но и интересами господствующих в обществе, на­ правляющих политику и идеологию социальных слоев; 'Педагогика: Учебник для вузов / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2002. С. 16. 2Большой энциклопедический словарь. Изд. 2-е. - М.: Большая российская энциклопедия. СПб.: Норинт, 1997. С. 408. ^Педагогика: Учеб. пособие / В. А. Сласгенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - Изд. 3-е. - М.: Школа-Пресс, 2000. С. 173. 31

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz