Дранишников, В. В. Общие основы педагогики : учебное пособие для студентов педагогических вузов / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2006. – 117 с.
ЗАКОНОМЕРНОСТИ (ЗАКОНЫ) ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА Закономерности - это устойчивые, повторяющиеся и сущест венные связи в образовательном процессе, реализация которых по зволяет добиваться эффективных результатов в развитии и форми ровании личности. Закономерность - наиболее общая форма воплощения теоре тического знания. Она свидетельствует о наличии закона. Законо мерный - значит, осуществляющийся на основе закона"1. "Закон, - необходимое, существенное, устойчивое, повторяю щееся отношение между явлениями в природе и обществе"2. Важно, что законы дают нам теоретическое знание об объекте действительности, о реальности, которая получает наука. Законы в гуманитарных науках носят вероятно-статистический характер, т.к. в воспитании законы реализуются при наличии опре деленного числа и характера факторов, среди которых на первом месте субъективный фактор - человек, человеческая деятельность. В педагогике понятие "закон" и "закономерность" очень близ кие. Разные исследователи одни и те же устойчивые, повторяющие ся и существенные связи в педагогическом процессе называют по- разному: одни - "законами", другие - "закономерностями". Например, В.А.Сластбнин считает: "Наиболее общая, устойчи вая тенденция воспитания как общественного явления состоит в обязательном присвоении подрастающими поколениями социально го опыта старших поколений. Это основной закон педагогического процесса. С основным законом тесно связаны специфические зако ны, проявляющиеся как педагогические закономерности"3. И дальше он перечисляет следующие педагогические законо мерности: - обусловленность содержания, форм и методов педагогиче ской деятельности уровнем развития производительных сил обще ства и соответствующих им производственных отношений и над стройки; - уровень образования определяется не только требованиями производства, но и интересами господствующих в обществе, на правляющих политику и идеологию социальных слоев; 'Педагогика: Учебник для вузов / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2002. С. 16. 2Большой энциклопедический словарь. Изд. 2-е. - М.: Большая российская энциклопедия. СПб.: Норинт, 1997. С. 408. ^Педагогика: Учеб. пособие / В. А. Сласгенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - Изд. 3-е. - М.: Школа-Пресс, 2000. С. 173. 31
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz