Дранишников, В. В. Общие основы педагогики : учебное пособие для студентов педагогических вузов / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2006. – 117 с.
в) следить за собственным поведением (позой, мимикой, движения ми), осуществлять необходимую саморегуляцию"1. Не случайно А С.Макаренко утверждал: "Умение воспитывать - это все-таки искусство, такое же искусство, как хорошо играть на скрипке, быть хорошим фрезеровщиком или токарем. Нельзя нау чить человека быть хорошим художником, музыкантом, фрезеров щиком, если дать ему только книжку в руки, если он не будет видеть красок, не возьмет инструмент, не станет за станок. Беда искусства воспитания в том, что научить воспитывать можно только в практике и на примере... Как бы человек успешно не кончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а если он не будет учиться на опы те, никогда не будет хорошим педагогом"2. Действительно, никто учителю не поможет наладить дисцип лину на уроке, никто не подарит авторитет, никто не увлечет препо даваемым предметом - только он сам, его педагогическое мастерст во. Если нет педагогического мастерства, то все блестящие знания теории воспитания будут в его практической деятельности "мертвым грузом", так же как ноты оперной арии для безголосого певца. Одним из проявлений педагогического мастерства является искусство выбора. Например, существуют десятки способов уста новления дисциплины на уроке. Известно много приемов организа ции начала урока (можно начать урок с традиционного организаци онного момента, когда учитель, войдя в класс, делает длительную паузу и ждет, пока дети встанут и подравняются у школьных столов, прекратят разговоры, приведут в порядок учебные принадлежности, доску и т.д. Потом учитель здоровается и предлагает школьникам сесть. А можно, поздоровавшись, сразу включить детей в познава тельную деятельность: энергично начать фронтальный опрос, дать классу групповые или индивидуальные задания и т.д. Можно ис пользовать на уроке различные методы изложения нового материа ла: лекцию, эвристическую беседу, деловую игру, самостоятельную работу с учебниками или документальным материалом. Но у учителя должно быть из чего выбирать, т.е. научно-методическая база, и он должен делать выбор, учитывая многие обстоятельства: познава тельные возможности класса, отношение детей к предмету и учите лю, каким по счету урок стоит в расписании - первым или шестым и т.д. Из сказанного выше становится очевидным, что далеко не ка ждый человек может успешно работать с детьми. Не случайно суще ствуют четкие ограничения для тех, кто не соответствует профессио- 1Григорович Л.А., Марцинковская Т. Д. Педагогика и психология: Учеб. пособие. - М : Гардарики, 2001. С.81-82. 2Макаренко А. С. О "Книге для родителей" // Пед. соч. В 8 т. Т. 5. С. 145. 27
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz