Дранишников, В. В. Общие основы педагогики : учебное пособие для студентов педагогических вузов / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2006. – 117 с.

в) следить за собственным поведением (позой, мимикой, движения­ ми), осуществлять необходимую саморегуляцию"1. Не случайно А С.Макаренко утверждал: "Умение воспитывать - это все-таки искусство, такое же искусство, как хорошо играть на скрипке, быть хорошим фрезеровщиком или токарем. Нельзя нау­ чить человека быть хорошим художником, музыкантом, фрезеров­ щиком, если дать ему только книжку в руки, если он не будет видеть красок, не возьмет инструмент, не станет за станок. Беда искусства воспитания в том, что научить воспитывать можно только в практике и на примере... Как бы человек успешно не кончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а если он не будет учиться на опы­ те, никогда не будет хорошим педагогом"2. Действительно, никто учителю не поможет наладить дисцип­ лину на уроке, никто не подарит авторитет, никто не увлечет препо­ даваемым предметом - только он сам, его педагогическое мастерст­ во. Если нет педагогического мастерства, то все блестящие знания теории воспитания будут в его практической деятельности "мертвым грузом", так же как ноты оперной арии для безголосого певца. Одним из проявлений педагогического мастерства является искусство выбора. Например, существуют десятки способов уста­ новления дисциплины на уроке. Известно много приемов организа­ ции начала урока (можно начать урок с традиционного организаци­ онного момента, когда учитель, войдя в класс, делает длительную паузу и ждет, пока дети встанут и подравняются у школьных столов, прекратят разговоры, приведут в порядок учебные принадлежности, доску и т.д. Потом учитель здоровается и предлагает школьникам сесть. А можно, поздоровавшись, сразу включить детей в познава­ тельную деятельность: энергично начать фронтальный опрос, дать классу групповые или индивидуальные задания и т.д. Можно ис­ пользовать на уроке различные методы изложения нового материа­ ла: лекцию, эвристическую беседу, деловую игру, самостоятельную работу с учебниками или документальным материалом. Но у учителя должно быть из чего выбирать, т.е. научно-методическая база, и он должен делать выбор, учитывая многие обстоятельства: познава­ тельные возможности класса, отношение детей к предмету и учите­ лю, каким по счету урок стоит в расписании - первым или шестым и т.д. Из сказанного выше становится очевидным, что далеко не ка­ ждый человек может успешно работать с детьми. Не случайно суще­ ствуют четкие ограничения для тех, кто не соответствует профессио- 1Григорович Л.А., Марцинковская Т. Д. Педагогика и психология: Учеб. пособие. - М : Гардарики, 2001. С.81-82. 2Макаренко А. С. О "Книге для родителей" // Пед. соч. В 8 т. Т. 5. С. 145. 27

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz