Дранишников, В. В. Общие основы педагогики : учебное пособие для студентов педагогических вузов / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2006. – 117 с.
ность, способность организовывать самостоятельную работу уча щихся и формировать у них потребность к самостоятельному полу чению знаний. 2. Академические способности - эти способности к соответ ствующей области наук (к математике, физике, биологии, литерату ре и т.д.); знание преподаваемого предмета не только в объеме учебного курса, а значительно шире и глубже; потребность и спо собность к проведению собственной исследовательской работы. 3. Перцептивные способности - это способности к психоло гической наблюдательности, умение замечать изменения во внут реннем состоянии ученика. 4. Речевые способности - способности ясно и четко выра жать свои мысли, чувства с помощью речи, а также мимики и панто мимики. Эти способности проявляются не только во время сообще ния учителем нового материала, но и в процессе его реакции на от веты учеников. 5. Организаторские способности - это способности, с одной стороны, организовывать ученический коллектив, а с другой - пра вильно организовывать свою собственную работу. У опытных учите лей вырабатывается своеобразное чувство времени - умение пра вильно распределять работу, укладываясь в намеченные сроки. 6. Авторитарные способности - это способности оказывать непосредственное эмоционально-волевое влияние на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета. Эти способно сти зависят от целого комплекса личностных качеств учителя: реши тельности, выдержки, настойчивости, требовательности; чувства собственной ответственности за обучение и воспитание; убежденно сти в своей правоте и умения передавать эту убежденность своим воспитанникам. 7. Коммуникативные способности - это способности к обще нию, умение найти подход к учащимся, установить с ними целесооб разные с педагогической точки зрения взаимоотношения, наличие педагогического такта. 8. Педагогическое воображение (или прогностические способ ности) - это способность предвидеть последствия своих действий, умение проектировать и прогнозировать развитие тех или иных ка честв воспитанника в целостном процессе взаимодействия. 9. Способность к распределению внимания - это способность распределять свое профессиональное внимание в трех основных направлениях деятельности: а) между содержанием и формой изло жения материала и развертыванием своей мысли (или мысли учени ка); б) держать в поле внимания всех учащихся, реагировать на при знаки их утомления, недопонимания, дисциплинарные нарушения; 26
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz