Дранишников, В. В. Общие основы педагогики : учебное пособие для студентов педагогических вузов / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2006. – 117 с.

советы сомнительной практической мудрости, не проверенной науч­ ным анализом; вместо полусознательного и неметодического экспе­ риментирования, каким обыкновенно бывает вся деятельность педа­ гога, особенно молодого, начинающего, он может подвергнуть науч­ ное положение вполне сознательному и систематическому педагоги­ ческому опыту; вращаясь постоянно среди детей, юношей и вообще людей, только что развивающихся, он может с разных сторон сле­ дить историю развития и склада человеческой личности. Он внесет тогда в свою деятельность не только элементы прикладной науки, но поднимется в сферу чистой науки... Но для этого нужно получить соответствующую научную подготовку, нужно получить вкус и лю­ бовь к научному исследованию"1. Почему у педагогики есть специфика? Потому что, мы об этом говорили, у педагогики сложный предмет и объект изучения. Сло­ жен, неповторим каждый ребенок, каждый детский и каждый педаго­ гический коллектив. Общие положения педагогики и методики воспитания должны конкретизироваться в общении и деятельности не с абстрактным, а конкретным ребенком определенного возраста, с определенным уровнем умственного и нравственного развития, имеющего опреде­ ленное отношение к учителю, и преподаваемому предмету, находя­ щемся в определенном психическом состоянии и т.д. Все это учитель-воспитатель должен знать и учитывать для выбора правильного воспитательного воздействия, и никакой учеб­ ник, никакая теория не помогут ему, как надо поступать в данной конкретной ситуации, сданным ребенком, в данном коллективе. Мысль о том, что педагогика не может давать рецепты воспи­ тания, очень точно раскрыл Я.Корчак: " . нет у меня готовых ответов. Да и как можно давать советы родителям, когда не знаешь ни их са­ мих, ни семьи, ни ребенка, которого они воспитывают. Главное, что­ бы родители поняли, что ни одна книжка, ни один врач не заменят вашей наблюдательности, предчувствий и мыслей"2. Все талантливые педагоги хорошо понимали, что успех в вос­ питательной деятельности во многом зависит от педагогического мастерства. Мастер, по Далю, это особенно сведущий или искусный в своем деле. А педагогическое мастерство - это комплекс свойств личности и знания, обеспечивающие высокий уровень самооргани­ зации профессиональной педагогической деятельности. Элементы педагогического мастерства: ’ Каптерев П. Ф Педагогика - как наука или искусство // Избр. Пед. Соч - M 1982 С 61-62 2Корчак Януш. Как любить ребенка // Воспитание личности. - М.: Просвещение, 1992. С 110. 24

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz