Дранишников, В. В. Общие основы педагогики : учебное пособие для студентов педагогических вузов / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2006. – 117 с.
советы сомнительной практической мудрости, не проверенной науч ным анализом; вместо полусознательного и неметодического экспе риментирования, каким обыкновенно бывает вся деятельность педа гога, особенно молодого, начинающего, он может подвергнуть науч ное положение вполне сознательному и систематическому педагоги ческому опыту; вращаясь постоянно среди детей, юношей и вообще людей, только что развивающихся, он может с разных сторон сле дить историю развития и склада человеческой личности. Он внесет тогда в свою деятельность не только элементы прикладной науки, но поднимется в сферу чистой науки... Но для этого нужно получить соответствующую научную подготовку, нужно получить вкус и лю бовь к научному исследованию"1. Почему у педагогики есть специфика? Потому что, мы об этом говорили, у педагогики сложный предмет и объект изучения. Сло жен, неповторим каждый ребенок, каждый детский и каждый педаго гический коллектив. Общие положения педагогики и методики воспитания должны конкретизироваться в общении и деятельности не с абстрактным, а конкретным ребенком определенного возраста, с определенным уровнем умственного и нравственного развития, имеющего опреде ленное отношение к учителю, и преподаваемому предмету, находя щемся в определенном психическом состоянии и т.д. Все это учитель-воспитатель должен знать и учитывать для выбора правильного воспитательного воздействия, и никакой учеб ник, никакая теория не помогут ему, как надо поступать в данной конкретной ситуации, сданным ребенком, в данном коллективе. Мысль о том, что педагогика не может давать рецепты воспи тания, очень точно раскрыл Я.Корчак: " . нет у меня готовых ответов. Да и как можно давать советы родителям, когда не знаешь ни их са мих, ни семьи, ни ребенка, которого они воспитывают. Главное, что бы родители поняли, что ни одна книжка, ни один врач не заменят вашей наблюдательности, предчувствий и мыслей"2. Все талантливые педагоги хорошо понимали, что успех в вос питательной деятельности во многом зависит от педагогического мастерства. Мастер, по Далю, это особенно сведущий или искусный в своем деле. А педагогическое мастерство - это комплекс свойств личности и знания, обеспечивающие высокий уровень самооргани зации профессиональной педагогической деятельности. Элементы педагогического мастерства: ’ Каптерев П. Ф Педагогика - как наука или искусство // Избр. Пед. Соч - M 1982 С 61-62 2Корчак Януш. Как любить ребенка // Воспитание личности. - М.: Просвещение, 1992. С 110. 24
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz