Дранишников, В. В. Общие основы педагогики : учебное пособие для студентов педагогических вузов / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2006. – 117 с.

ПЕДАГОГИКА КАК ИСКУССТВО (СПЕЦИФИКА ПЕДАГОГИКИ) Ученые еще в 19 веке сделали вывод о том, что педагогика особая, специфическая наука. Об этом писали И.Ф.Гербарт в "Пер­ вой лекции о педагогике", в ряду работ исследователей К.Д.Ушинский, П.Ф.Каптерев. Последние даже получили золотые медали за теоретические разработки этой проблемы. Остановимся на некоторых высказываниях выдающихся русских ученых. К.Д.Ушинский был убежден: "...педагогика не есть собрание поло­ жений науки, но только собрание правил воспитательной деятель­ ности' "1. И далее: "педагогика - не наука, а искусство: самое обшир­ ное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств. Искусство воспитания опирается на множество обширных и сложных наук; как искусство, оно, кроме знаний, требует способности и на­ клонности, и, как искусство же, оно стремится к идеалу, вечно дости­ гаемому и никогда вполне не достижимому: к идеалу совершенного человека"2. И еще несколько мыслей основоположника российской педаго­ гики: "Ни медицина, ни педагогика не могут быть названы науками в строгом смысле этого слова. Ни той, ни другой нельзя выучиться, как выучиваются математике, астрономии, химии, анатомии и физиоло­ гии и проч. И медицина, и педагогика, кроме знакомства с науками из области философии и естествознания, требуют еще уменья прило­ жить эти знания к делу: множества фактических сведений, не со­ ставляющих собственно науки, развития наблюдательности в из­ вестном отношении и навыка"3. "...Педагог должен много учиться понимать душу в ее явлениях и много думать о цели, предмете и средствах воспитательного ис­ кусства, прежде чем сделаться практиком"4. Похожие мысли высказывал и П.Ф.Каптерев: "Воспитательная деятельность есть практическая, техническая деятельность, или мастерство. Взятая в своем чистом виде, она [...] имеет мало науч­ ного характера, будучи индивидуальной или вообще слишком част­ ной и не заключая объяснительных рациональных элементов, пре­ следуя непосредственную ближайшую цель и мало заботясь о всех общих отдельных вопросах. Конечно, в полной власти педагога ос­ мыслить свою деятельность: он может стараться применять в своей деятельности положения действительно научные, а не правила и 'Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания // Собр. соч.: В 8 т, - M -Л.: АПН РСФСР. Т. 8. С 13. 2Там же. С. 32. Чам же. С. 32. 4Там же. С. 35. 23

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz