Дранишников, В. В. Общие основы педагогики : учебное пособие для студентов педагогических вузов / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2006. – 117 с.

"Педагогическое явление - это явление, происходящее в про­ цессе взаимодействия педагогов и учащихся и отражающее реше­ ние определенных педагогических целей и задач. Они представляют собой те стороны реальных процессов, которые мы непосредствен­ но воспринимаем, наблюдаем, описываем, и характеризуются не­ обычайной сложностью, богатыми взаимодействиями и большой ди­ намичностью"1. "Педагогический факт - это сведения о наблюдаемой педаго­ гической действительности, данные педагогических измерений. Он может не являться непосредственным результатом чувственного восприятия. Педагогическое явление становится научным фактом тогда, когда оно включается в определенную систему научного зна­ ния"2. Еще более сложным феноменом является сам термин "педа­ гогика". В одном из выступлений перед учителями педагог-новатор В.Ф.Шаталов сказал: "Педагогика как наука необычайно сложна. Не исключено, что в природе вообще не существует более сложной науки в головоломных сплетениях взаимосвязей сотен тысяч ее компонентов. Мера ответственности - человек! Будем же помнить об этом каждый день, каждую минуту нашей учительской жизни". Разночтение в определении педагогики и ее категорий обу­ словлено тем, "что авторы 1) не обращают внимания на историче­ ские этапы развития педагогики как науки; 2) отсутствует единооб­ разное толкование основных категорий педагогики: образование, воспитание, развитие и т.д."3. Остановимся на нескольких определениях понятия педагогика. Н.В.Бордовская и А.А.Реан считают: "Педагогика как наука пред­ ставляет собой совокупность знаний, которые лежат в основе описа­ ния, анализа, организации, проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эф­ фективных педагогических систем для развития и подготовки чело­ века к жизни в обществе"4. Л.П.Крившенко предполагает, что "педагогика - это наука о воспитании, обучении и образовании детей и взрослых"5. 'Гребенюк О С., Рожков М И Общие основы педагогики: Учебник. - М.: Владос, 2004. С. 7. 2Там же. С. 8. 3Прокопьев И.И., Михалкович Н. В Педагогика: Учеб. пособие - Минск, 2002. С. 7. 4Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика: Учебник для вузов. - СПб.. Питер, 2001. С. 20. 5Педагогика: Учебник /Л. П. Крившенко и др.; Под ред. Л. П. Крившенко. - М.: Изд-во "Проспект", 2005. С 11. 21

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz