Дранишников, В. В. Общие основы педагогики : учебное пособие для студентов педагогических вузов / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2006. – 117 с.
ческих и методических принципов воспитания, как специально орга низованного педагогического процесса"1. Существует разночтение и в определении объекта педагогики. Одно из них: "Под объектом педагогики понимается реальность, воспринимаемая через призму накопленных наукой знаний"2. А.С.Макаренко еще в 1922 году писал, что "объектом исследо вания научной педагогики является не ребенок, как считают многие, а педагогический факт (явление). При этом ребенок, человек не ис ключается из внимания исследователя. Напротив, являясь одной из наук о человеке, педагогика изучает целенаправленную деятель ность по развитию и формированию его личности. "Следовательно, - считает В.А.Сластёнин, - в качестве объек та педагогика имеет не индивида, его психику (это объект психоло гии), а систему педагогических явлений, связанных с его развитием. Поэтому объектом педагогики выступают явления действительности, которые обуславливают развитие человеческого индивида в процес се целенаправленной деятельности общества. Эти явления получи ли название образование. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика"3. Похожее определение дает и Л.П.Крившенко: "Объект - это область действительности, которую исследует данная наука. Объек том педагогики выступают явления действительности, которые обу славливают развитие человеческого индивида в процессе целена правленной деятельности общества. Таким явлением действитель ности является образование - целенаправленный процесс воспита ния и обучения в интересах человека, общества и государства"4. П.Й.Пидкасистый тоже считает, что "объектом педагогической науки является образование"5. О.С.Гребенкж и М.И.Рожков, утверждают, что "педагогика изу чает человека, при этом аспектом изучения являются педагогиче ские явления и факты"6. Они же дают определения этих важных пе дагогических понятий: ’Харламов И. Ф. Педагогика. Изд 7-е. - Минск, 2002. С. 28. 2Гребенюк О С.. Рожков М И Общие основы педагогики: Учебник. - М.: Владос, 2003. -4.1 С. 11. 3Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Общая педагогика Учеб пособие / Под ред. В. А. Сластенина. В 2 ч. - М.: Владос, 2003 - 4. 1. С 11. 4Педагогика: Учебник /Л. П. Крившенко и др., Под ред. Л П. Крившенко. - М.: Изд-во "Проспект", 2005. С. 11 5Педагогика: Учебник / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2002. С. 13. аГребенюк О. С., Рожков М. И. Общие основы педагогики: Учебник. - М.: Владос, 2004. С. 8. 20
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz