Дранишников, В. В. Общие основы педагогики : учебное пособие для студентов педагогических вузов / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2006. – 117 с.
И.И.Прокопьев пишет: "Под предметом педагогики следует по нимать некоторую целостную часть объекта (воспитания), в которой отражены существенные признаки, свойства и отношения объекта"1. Интересное и глубокое определение предмета педагогики, на наш взгляд, дают Э.В.Островский и Л. И. Чернышева: "как совокуп ность размышлений об образовательной действительности и мето дах ее совершенствования"2. По мнению А. М. Столяренко, "реальным предметом совре менной педагогики выступает широкое поле педагогической дейст вительности в государстве, обществе, их структурах, группах, специ альных педагогических учреждениях, труде и жизни людей, каждого человека, представленное в виде педагогических фактов, законо мерностей, механизмов процессов образования, обучения, развития и самосовершенствования"3. Ясность в вопрос о предмете педагогики вносит академик И.Ф.Харламов: "По давно сложившейся традиции, в качестве пред мета педагогики принято считать воспитание как подготовку расту щего человека к жизни. Однако по мере развития педагогической теории все более ясной становилась упрощенность и неточность подобного определения. Если предметом изучения педагогики счи тать воспитание как специально организованную воспитательную деятельность, то не следует ли отсюда, что ее задача ограничивает ся только разработкой методической рецептуры, набора правил и приемов этой деятельности, как это кажется некоторым несведущим людям? Если соглашаться с этим, то тогда педагогика теряет статус науки. Указанное определение предмета педагогики имеет и другую слабую сторону. Оно не проясняет главного - на какой же основе педагогика разрабатывает теорию и методику воспитания? ...Ведь закономерности воспитания, его характер и методиче ские основы коренятся не в самой воспитательной деятельности как таковой, а обуславливаются закономерностями развития и форми рования человека как социального существа, а также теми требова ниями к его подготовке, которые задаются обществом. Вот почему более правильным будет считать, что предметом педагогики является исследование сущности развития и формиро вания человеческой личности и разработка на этой основе теорети’Прокопьев И.И., Михалкович Н.В. Педагогика: Основы общей педагогики. Дидактика. - Минск: Тетра-Системс, 2002 - С. 10. 2Островский Э.В., Чернышева Л.И. Психология и педагогика: Учеб. пособие / Под ред. Э. В. Островского. - М : Вузовский учебник, 2005. - С. 209. 3Столяренко А.М. Общая педагогика: Учеб. пособие для студентоз. - М : Юнити-Дана, 2006. С 53. 19
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz