Дранишников, В. В. Общие основы педагогики : учебное пособие для студентов педагогических вузов / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2006. – 117 с.

И.И.Прокопьев пишет: "Под предметом педагогики следует по­ нимать некоторую целостную часть объекта (воспитания), в которой отражены существенные признаки, свойства и отношения объекта"1. Интересное и глубокое определение предмета педагогики, на наш взгляд, дают Э.В.Островский и Л. И. Чернышева: "как совокуп­ ность размышлений об образовательной действительности и мето­ дах ее совершенствования"2. По мнению А. М. Столяренко, "реальным предметом совре­ менной педагогики выступает широкое поле педагогической дейст­ вительности в государстве, обществе, их структурах, группах, специ­ альных педагогических учреждениях, труде и жизни людей, каждого человека, представленное в виде педагогических фактов, законо­ мерностей, механизмов процессов образования, обучения, развития и самосовершенствования"3. Ясность в вопрос о предмете педагогики вносит академик И.Ф.Харламов: "По давно сложившейся традиции, в качестве пред­ мета педагогики принято считать воспитание как подготовку расту­ щего человека к жизни. Однако по мере развития педагогической теории все более ясной становилась упрощенность и неточность подобного определения. Если предметом изучения педагогики счи­ тать воспитание как специально организованную воспитательную деятельность, то не следует ли отсюда, что ее задача ограничивает­ ся только разработкой методической рецептуры, набора правил и приемов этой деятельности, как это кажется некоторым несведущим людям? Если соглашаться с этим, то тогда педагогика теряет статус науки. Указанное определение предмета педагогики имеет и другую слабую сторону. Оно не проясняет главного - на какой же основе педагогика разрабатывает теорию и методику воспитания? ...Ведь закономерности воспитания, его характер и методиче­ ские основы коренятся не в самой воспитательной деятельности как таковой, а обуславливаются закономерностями развития и форми­ рования человека как социального существа, а также теми требова­ ниями к его подготовке, которые задаются обществом. Вот почему более правильным будет считать, что предметом педагогики является исследование сущности развития и формиро­ вания человеческой личности и разработка на этой основе теорети’Прокопьев И.И., Михалкович Н.В. Педагогика: Основы общей педагогики. Дидактика. - Минск: Тетра-Системс, 2002 - С. 10. 2Островский Э.В., Чернышева Л.И. Психология и педагогика: Учеб. пособие / Под ред. Э. В. Островского. - М : Вузовский учебник, 2005. - С. 209. 3Столяренко А.М. Общая педагогика: Учеб. пособие для студентоз. - М : Юнити-Дана, 2006. С 53. 19

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz