Дранишников, В. В. Общие основы педагогики : учебное пособие для студентов педагогических вузов / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2006. – 117 с.

ленно организуемый педагогический процесс"1. Под педагогическим процессом он понимает "специально организованное, развивающее­ ся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразо­ ванию личных свойств и качеств воспитанников"2. В.А.Сластёнин утверждает, что "предмет педагогики - это об­ разование как реальный целостный педагогический процесс, целе­ направленно организуемый в специальных институтах (семье, обра­ зовательных и культурно-воспитательных учреждениях)"3. На наш взгляд, это - слишком общий подход, да и трудно согласиться, что в обычной российской семье воспитание происходит не на интуитив­ ном, а теоретическом уровне. Не случайно дальше ученый поясняет свою мысль: "Педагогика изучает сущность, закономерности, тен­ денции и перспективы педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жиз­ ни, разрабатывает теорию и технологию организации этого процес­ са, формы и методы совершенствования деятельности педагога и различные виды деятельности учащихся, стратегию и способы взаимодействия педагога и ученика4". С этой мыслью нельзя не согласиться, хотя для определения предмета педагогики она несколько объемна. П.И.Пидкасистый считает, что предмет педагогики - "это сис­ тема отношений возникающих в деятельности, являющейся объек­ том педагогической науки". На наш взгляд, еще в 50-х годах А.Ф.Протопопов высказал правильную мысль: "Предметом... педагогики следует считать не воспитание, образование, обучение как деятельность, что принято в нашей педагогической литературе, а процесс направленного раз­ вития и формирования человеческой личности в условиях ее обуче­ ния, образования, воспитания"5. 'Педагогика: Учебник /Л. П. Крившенко и др.; Под ред. Л. П. Крившенко. - М.: Изд-во "Проспект", 2005. С 11 2Там же. С. 11. 3Сластенин В. А., Исаев И Ф., Шиянов Е. Н. Общая педагогика: Учеб пособие / Под ред. В. А. Сластенина. В 2 ч. - М.: Владос, 2003. - Ч. 1. С. 12. 4Педагогика: Учебник / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М : Педагогическое общество России, 2002. С. 9. Протопопов А. Ф. Некоторые вопросы педагогической науки // Сов. педагогика - 1953. - № 5. - С. 36 18

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz