Дранишников, В. В. Общие основы педагогики : учебное пособие для студентов педагогических вузов / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2006. – 117 с.
ПЕДАГОГИКА КАК САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА В отличие от житейских знаний в области воспитания и обуче ния педагогика как наука обобщает разрозненные факты, устанавли вает связи между явлениями. Она отвечает на вопросы, какие и по чему происходят изменения в развитии человечества под влиянием обучения и воспитания. Доказать правильность концепции ученых, утверждающих, что педагогика является самостоятельной научной дисциплиной, можно, лишь определив сущность понятия "наука" вообще и ее признаки. "Наука, сфера человеческой деятельности, функции которой - выработка теоретических и систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания; вклю чает в себя как деятельность по получению нового знания, так и ее результат - сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира; обозначение отдельных отраслей научного знания. Непосредствен ные цели - описание, объяснение и предсказание процессов и явле ний действительности, составляющих предмет ее изучения, на ос нове открываемых ею законов... Наука превратилась в важнейший социальный инструмент, оказывающий значительное влияние на все сферы жизни общества и культуру в целом... Для науки характерно сочетание процессов ее дифференциации и интеграции, развитие фундаментальных и при кладных исследований"1. Исходя из определения науки, мы можем выделить ее призна ки: 1) любая наука (в том числе и педагогика) возникает на опреде ленном этапе развития общества как ответ на конкретные потребно сти общества; 2) имеет свой предмет исследования; 3) имеет свой объект исследования; 4) имеет свой категориальный аппарат; 5) имеет научные методы исследования; 6) представляет собой итог, совокупность, систему достоверных и обобщенных знаний о законах и закономерностях воспитания, обучения, образования; 7) имеет оп ределенную материальную базу: НИИ, экспериментальные учебные заведения, научно-исследовательские лаборатории в вузах и т.д., 8) в науке работает армия ученых разных специальностей, уровня квалификации, обеспечивающая ее функционирование и развитие; 9) любая наука имеет структуру организации и управления. Принципиально важно, говоря о педагогике как науке, опреде лить предмет и объект ее исследования. К сожалению, и в этом во просе у ученых нет единства во взглядах. Так, Л.П.Крившенко счита ет, что "предметом педагогики является сознательно и целенаправ’ Большой энциклопедический словарь. Изд. 2-е. - М.: Большая российская энциклопедия. СПб.: Норинт, 1997. С. 787. 17
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz