Дранишников, В. В. Общие основы педагогики : учебное пособие для студентов педагогических вузов / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2006. – 117 с.

В 1868 году в книге "Человек как предмет воспитания" (Педаго­ гическая антропология) К.Д.Ушинский писал: "Педагогика находится еще не только у нас, но и везде, в полном младенчестве, и такое младенчество ее очень понятно, т.к. многие из наук, из законов кото­ рых она должна черпать свои правила, сами еще недавно только сделались действительными науками и далеко еще не достигли сво­ его совершенства"1. Ученый имел в виду обширный круг антропологических наук, знания которых нужны воспитателю: анатомия, физиология и пато­ логия человека, психология, логика, философия, география, история и др. Знания этих наук, по мнению К.Д.Ушинского, необходимы в практической деятельности воспитателя. Но за 137 лет и антропо­ логические науки, и сама педагогика "повзрослели", стали более зрелыми науками, которые оказывают существенную помощь работ­ никам системы образования в учебно-воспитательной деятельности. В прошлом применение педагогических знаний ограничива­ лось практикой воспитания только подрастающих поколений. Сейчас о педагогике принято говорить как о жизненно значимой науке для всех людей. Действительно, очень важно вооружить педагогически­ ми знаниями каждого человека. Наступает время, когда вчерашние школьники становятся родителями, а значит, им потребуются знания хотя бы азов педагогики и психологии. На производстве каждый че­ ловек выступает и в роли подчиненного, и в роли руководителя, а значит, и здесь ему пригодятся знания предметов психолого­ педагогического цикла. Нельзя не согласиться с мыслью известного ученого А.И.Пискунова, который утверждает: "Будучи наукой о воспитании и образовании, педагогика может и должна рассматриваться как ве­ дущий фактор прогресса в целом, как средство педагогизации обще­ ства"2. Этих же взглядов придерживается А. М. Столяренко: «Ошибоч­ но думать, что педагогика нужна только учителям. Она стала неотъ­ емлемой составной частью цивилизованности современного челове­ ка... Есть пять видов связи профессиональной и иной деятельности человека с педагогикой. Первый - проявление в деятельности и ее результатах собст­ венных педагогических особенностей профессионала, взрослого че­ ловека - его общей и профессиональной воспитанности, образован'Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания // Собр. соч.: В 8 т - М.-Л.: АПН РСФСР, Т. 8. С.23. 2Пискунов А. И. Педагогическое образование: цель, задачи и содержание // Педагогика. - 1995. - № 4. - С. 60. 15

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz