Дранишников, В. В. Общие основы педагогики : учебное пособие для студентов педагогических вузов / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2006. – 117 с.

Известный русский просветитель Н.И.Новиков (1744-1818), из­ датель известного журнала "Детское чтение для сердца и ума", в статье "О воспитании и наставлении детей. Для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия" впервые в рус­ ской педагогической литературе объявил педагогику наукой. Он ут­ верждал, что педагогика "есть особенно тонкая наука, предпола­ гающая себе многие знания и в исполнении требующая наблюда­ тельного духа, и просвещенного практического рассудка". Одним из первых четко разграничил педагогику как теоретиче­ скую науку и практическую деятельность как искусство преподава­ тель Главного педагогического института в Петербурге А.Г.Обо- донский (1796-1852). В своем учебном пособии "Руководство к педа­ гогике или науке воспитания" он писал: "Полное и систематическое изложение теории воспитания, т.е. правил и методов, относящихся к воспитанию, называется наукой воспитания или педагогикою; упот­ ребление же теории воспитания на самом деле составляет педаго­ гическое искусство... Кто имеет основательное и полное познание науки воспитания, тот называется теоретическим воспитателем; кто же приводит успешно правила воспитания в исполнение, т е. в са­ мом деле воспитывает, тот есть практический воспитатель и педа­ гог"1. Основателем научной педагогики и народной школы в России стал К.Д.Ушинский. Его идеи о народности в воспитании, о необхо­ димости обучать детей на родном языке, нравственному и трудово­ му воспитанию сохраняют свое научное значение до настоящего времени. Г.П.Щедровицкий, прослеживая генезис педагогики как науки рассматривает ее развитие в такой последовательности: интуитив­ ное обучение - + педагогическая практика —>педагогическое искусст­ во —> практика совместно с искусством как основание науки педаго­ гики —> наука педагогика. Педагогика как наука становится относи­ тельно автономной сферой деятельности Затем она оказывает об­ ратное влияние на практику и искусство. В объединенном виде он так и назвал: "практика", "искусство" и "наука" в педагогике2. Таким образом, педагогическая наука прошла долгий путь ста­ новления. Ее развитие шло от наблюдений над фактами, повсе­ дневно встречающимися в быту, к обобщению целенаправленного опыта обучения и воспитания, к вскрытию объективно действующих закономерностей формирования личности. 'Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. (до реформ 60-х гг.)/С ост П.А Лебедев. М., 1987 С. 261 2Шедровицкий Г. П. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций. - М : Совершенство, 1998. С. 35. 14

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz