Дранишников, В. В. Общие основы педагогики : учебное пособие для студентов педагогических вузов / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2006. – 117 с.

констатирующего законы и в свою очередь опирающегося на их не­ преложность. Если в "Великой дидактике" Я.А.Коменский выводил свои пе­ дагогические идеи на основе аналогии между вечными законами Макрокосма и Человеком как Микрокосмом, то уже в "Аналитической дидактике" (1646) он дедуцировал педагогические принципы и пра­ вила из анализа основополагающих категорий и конкретных понятий, составляющих костяк педагогической науки. Хотя многие высказы­ вания Коменского облечены в теологическую форму, его теоретиче­ ские конструкции выдержаны в духе эмпиризма Ф.Бэкона и рациона­ лизма Р.Декарта. Интересно, что чешский педагог самое серьезное внимание уделял гражданскому воспитанию детей. В основе его "Законов хо­ рошо организованной школы" лежит принцип равенства всех, неза­ висимо от личностей. Он писал: "Терпеть в школьном обществе ка­ кого-либо испорченного (потому только, что он богат или знатен, или из посторонних соображений, потому что не хотят огорчать его или его родителей), тем более не хотеть удалить из школы небрежного, нерадивого, предающегося пьянству или в каком-либо отношении непристойного учителя есть несомненный признак расшатанной дисциплины школы"1. Самые серьезные требования в "Законах..." ученый предъяв­ лял педагогам: "Нельзя доверять дело воспитания ни одному необ­ разованному человеку, плохому в нравственном отношении, и уже никоим образом тому, чье благополучие и совесть сомнительны"2. Великий педагог считал основной целью воспитания учащихся - воспитание человечности, должное привести к улучшению взаимо­ отношений в обществе. Впервые вопрос о самостоятельности педагогики как науки в полном объеме поставил в начале XIX века И.Гербарт. Он разли­ чал педагогику как науку и педагогику как искусство воспитания. "Для меня, - писал Гербарт, - первой частью педагогики являются наме­ рения, с которыми воспитатель должен приступать к своей задаче, и практическое предварительное обсуждение педагогических мер, ко­ торые нам следует выбирать согласно нашим воззрениям. Этой первой части следовало бы противопоставить вторую, теоретически объясняющую возможность воспитания и ограничивающую эту воз­ можность сообразно изменяющимся обстоятельствам"3. 'Коменский Я А Избранные педагогические сочинения: В 2 т Т 2 / Законы хорошо организованной школы - М : Педагогика, 1982. С 163. 2Там же С. 152. 3Гербарт И. Общая педагогика, выведенная из цели воспитания // Избранные педагогические сочинения / Пер. с нем. Т 1. М.., 1940. С. 153. 13

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz