Дранишников, В. В. Общие основы педагогики : учебное пособие для студентов педагогических вузов / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2006. – 117 с.

стики - возникает стройная религиозно-философская система, при­ миряющая знания и разум с верой и вносящая существенный ра­ циональный элемент в обоснование целей образования и особенно способов их реализации. В эпоху Возрождения и Реформации (XIV-XVI вв.) при реше­ нии педагогических вопросов усилилось стремление опереться на природу человека, трактуемую как в духе гуманизма, так и с точки зрения христианской антропологии, а также на античную традицию, что способствовало секуляризации педагогического знания, хотя теология продолжала играть важную роль при постановке и решении проблем воспитания и обучения. Таким образом, к началу Нового времени в рамках Западной цивилизации сформировалась мощная двухтысячелетняя интеллек­ туальная традиция теоретического осмысления проблем образова­ ния, ставшая прочным фундаментом дальнейшего генезиса педаго­ гического знания. Качественно новый этап в становлении педагогики как особой отрасли знания был связан с формированием научного менталитета Нового времени. В начале XVII в. Ф.Бэкон создал классификацию наук, в рамках которой вопросы воспитания и обучения получили отражение в различных разделах: физическое воспитание - в связи с наукой о теле человека, нравственное воспитание - в разделе о душе и т.д. Однако, рассматривая науку преподавания и выделяя в ней три раздела - теорию органа речи, теорию метода речи и тео­ рию упражнения речи, Бэкон предусмотрел к ней два приложения - критику - книговедение и педагогику - руководство чтением книг (с учителем или самостоятельно). Чтение, писал он, "направляется либо советами учителей, либо собственным рвением и интересом"1 В те же годы В.Ратке попытался теоретически осмыслить норма­ тивную педагогику, выработать целостный взгляд на образование, рассмотреть его сущность. Впервые педагогика в полном объеме обрела свой предмет и предстала в качестве специальной отрасли научного знания в "Великой дидактике" (1638) Я.А.Коменского. Целостная теория и ее обоснование были представлены основоположником научной педа­ гогики Коменским с учетом всех важнейших педагогических проблем: целей, задач, содержания, психологических факторов и предпосы­ лок, методов и организационных форм образования личности, ста­ новления и совершенствования человеческих способностей. Иссле­ дователи творчества великого чешского педагога подчеркивают, что он придал статус всеобщего, необходимого, достоверного знания, ’ Бэкон Ф. О достоинстве и приумножении наук / Пер. с англ. // Соч : В 2 т. - М., 1977. Т. 1. С. 379. 12

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz