Дранишников, В. В. Общие основы педагогики : учебное пособие для студентов педагогических вузов / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2006. – 117 с.
ностью, обильною любовью ко всем и сближаться с людьми чело вечными"1. Впервые проблема образования как проблема самостоятель ной сферы человеческой деятельности в полном объеме была по ставлена в Древней Греции с середине I тыс. до н.э., когда начался интенсивный поиск ответа на вопрос о том, как достигается и под держивается образцовое поведение - "арете" и каким должно быть ведущее к арете образование - "пайдейя". В V в. до н.э. софисты искали такое содержание и такие ме тоды образования, которые гарантировали бы их ученикам достиже ние личного жизненного успеха. Будучи профессиональными учите лями, обучавшими своих слушателей за деньги, софисты пытались сформулировать правила того, чему и как их надо учить. Их педаго гические рекомендации опирались на практический опыт. Современ ник софистов Демокрит, развивая "дидахе" - учение о педагогиче ском воздействии, пытался учесть в своих дидактических размыш лениях особенности природы человека. Платон в первой половине IV в до н.э. создал первую до шедшую до нас систему теоретической педагогики, которая стала основной частью его философии. Она являлась продолжением уче ния об абсолютных идеях, справедливости, идеальном государстве, природе человека, закономерностях и путях познания истины, к ко торой должны проводить подлинная философия и подлинное обра зование. Философия у Платона становилась наукой о пайдейе, по нимаемой им как руководство к изменению человека в его существе. У Аристотеля, придавшего научной мысли завершенную ра циональную форму и очистившего философию от мифологической образности, которая была присуща творчеству его учителя Платона, педагогика предстает в системе политического и этического учения как важный способ осмысления и обоснования путей реализации общественных и нравственных идеалов посредством формирования у человека добродетелей. С начала I тыс н.э. педагогическая проблема интенсивно раз рабатывается в контексте христианского вероучения. Христианству была присуща убежденность в неограниченной перевоспитуемости людей, в возможности радикально пересоздать их изнутри. На смену рациональным подходам к постановке и решению проблем образо вания, типичным для античной эпохи, пришли преимущественно ре лигиозно-мистические, основанные на истине Откровения. К середи не I тыс. они становятся ведущими. Однако по мере рационализации западного христианства, возникновения "школьной науки" - схола- 'Антология гуманной педагогики. Конфуций. - М., 1996. С. 47, 104. II
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz