Дранишников, В. В. Общие основы педагогики : учебное пособие для студентов педагогических вузов / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2006. – 117 с.
Письменные источники свидетельствуют, что значительное количество грамотных людей было необходимо для организации работы громоздкого государственного аппарата, для управления храмовым и царским хозяйством. Уже в Древнем мире появились попытки теоретического обос нования воспитания и обучения. Педагогика начинает выступать в роли "педагогической мысли". Педагогика как "педагогическая мысль" - это совокупность формирующихся в обществе идей, пред ставлений, знаний о целенаправленно организованном образовании, воспитании и обучении, которые существуют на уровнях обыденного и теоретического сознания в рамках различных мировоззренческих, идеологических и научных построений". Педагогическая мысль возникает одновременно с практикой воспитания и обучения, первоначально непосредственно вплетаясь в нее. Постепенно происходит обособление педагогической мысли на уровне обыденного сознания, что, в частности, находит свое от ражение в фольклоре различных народов, многие произведения ко торого содержат конкретные педагогические взгляды и рекоменда ции. В Древнем мире появились первые попытки теоретического обоснования воспитания и обучения. На одном из древнеегипетских папирусов запечатлено изречение: "Уши мальчика на его спине, он слушает тогда, когда его бьют" Это уже педагогическая идея, опре деленный подход к воспитанию, соответствовавший условиям того времени, когда отношения между людьми основывались на насилии и физическом наказании'. Педагогическая мысль на теоретическом уровне развивалась, прежде всего, в трудах философов древности. Среди первых вели ких философов-педагогов, соединивших опыт обучения и воспита ния и теоретически осмысливших его, был знаменитый китайским мудрец Конфуций (551-479 до н.э.). Он не оставил письменных по учений, но в Китае его считают первым учителем; его философские рассуждения цитируют и сегодня во всем мире. В книге "Беседы и суждения", где записаны учениками мысли философа, читаем такие суждения: - "Кто есть благородный муж?" - "Тот, который сначала дейст вует, а потом говорит". "Благородный муж заботится об общих, но не о частных интересах, а низкий человек наоборот..." - "Молодежь дома должна быть почтительна к родителям, вне дома уважительна к старшим, отличаться осторожностью и искрен 1Харламов И. Ф. Педагогика: Учебник. 7-е изд. - Минск, 2002. С 14-15 10
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz