Дранишников, В. В. Общие основы педагогики : учебное пособие для студентов педагогических вузов / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2006. – 117 с.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ ПЕДАГОГИКИ Педагогика - это наука, изучающая закономерности воспита­ ния подрастающего поколения всех возрастов, разрабатывающая общие основы обучения и воспитания в учебных заведениях всех типов. Термин педагогика ведет свое происхождение из античной древности. В переводе с греческого слово "пейдагогос" означает: "пейда" - ребенок, "гогос” вести, отсюда - "детоводитель". В Древ­ ней Греции педагогами называли рабов, которым аристократы пору­ чали присматривать за детьми, сопровождать их в школу, совершать прогулки. Каждая наука формируется под влиянием потребностей обще­ ства и призвана выполнять определенные общественные функции. Чем больше развивалось и усложнялось производство, чем больше накапливалось научных знаний, тем более важное значение приоб­ ретала специальная подготовка подрастающих поколений к жизни, тем острее становилась необходимость в их специально организо­ ванном воспитании. Образование и воспитание, таким образом, превратились в объективную необходимость общества и стали важной предпосыл­ кой его развития. Вот почему на определенной ступени развития человеческого общества и, в частности, в более поздний период рабовладельче­ ского строя, когда производство и наука достигли значительного развития, воспитание выделяется в особую общественную функцию, т е. возникают специальные воспитательные учреждения, появляют­ ся лица, профессией которых стало обучение и воспитание. Это имело место во многих странах, но более или менее дос­ товерные сведения о школах для мальчиков дошли до нас из Египта, стран Ближнего Востока и античной Греции. "В Сирии, Ассирии, Палестине, Египте, Китае и Индии в горо­ дах, при общинах, храмах, стали создаваться школы. В Древней Ин­ дии возникли лесные школы, где вокруг гуру (учителя) собиралась группа учеников. В Древнем Китае школы вначале возникали в жи­ лищах для престарелых, бравшихся за обучение молодежи. Как правило, в школах обучались дети из свободных и состоятельных семей. Но возникла потребность и в грамоте для юношества незнат­ ного происхождения. Например, в Древнем Египте была создана школа писцов, где готовили учеников к канцелярской работе1. ’Латышина Д. И История педагогики: Учеб. пособие. - М.: Гардарики. 2003 С. 9-10. . 9

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz