Дранишников, В. В. Общие основы педагогики : учебное пособие для студентов педагогических вузов / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2006. – 117 с.

Приложение 11 ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Тема исследования - лаконичное и четкое выделение аспек­ тов исследуемой области. Тема должна быть актуальной, т.е. ее разработка должна вызываться объективными требованиями вре­ мени. Изучаемый вопрос не должен иметь уже разработанного отве­ та в науке. Объект исследования - сфера (область) поиска. Объектами педагогического исследования могут быть педагогические системы, явления, процессы (воспитание, образование, развитие, формиро­ вание личности, коллектива). Предмет исследования - ограниченный аспект сферы поиска внутри объекта; процессы протекания или реализации изучаемых явлений; совокупность элементов, связей, отношений. Проблема исследования - вопрос, который возникает, на ко­ торый надо ответить; это формулировка того, что еще неизвестно в изучаемом явлении. Цель исследования - выявление причинно-следственных связей и закономерностей, разработка теорий и методик. Задачи исследования - конкретизация целей исследования: изучить, определить, выявить, обобщить, проверить в опытной рабо­ те (апробировать) и т.п. Гипотеза исследования - предположительный ответ на воз­ никающий вопрос, разработанный на основе всестороннего изуче­ ния теоретического и практического состояния проблемы. Гипотеза формулируется таким образом, чтобы автор давал новое видение или понимание того, что он исследует. Все эти компоненты должны быть взаимосвязаны и одно должно вытекать из другого и им определяться. В противном случае все исследование будет выстроено неверно и не даст научно досто­ верных и убедительных результатов. Логика исследования: 1. Определение темы, проблемы, цели, объекта, предмета и задач исследования. 2. Составление плана исследования и первого варианта пла­ на выполнения самой работы. 3. Составление списка литературы по проблеме исследова­ ния. 4. Определение общей методики и методов исследования, базы исследования. 102

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz