Дранишников, В. В. Некоторые актуальные проблемы отечественной педагогики : учебное пособие для студентов заочного отделения / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 1997. – 144 с.

Некоторые нетрадиционные формы гражданского воспитания школьников Составление родословной. Мы уже касались этого вопроса. Но хо­ телось бы дать несколько практических рекомендаций. Существует два варианта составления родословной. Первый - в виде “древа жизни”, когда рисуется силуэт дерева, а в нижней части рисунка, там, где кор­ ни, ставятся имена самых древних известных предков семьи. Проще, впрочем, использовать для составления родословной так называемый “центрический вариант”, когда в центральной части листа ставится фамилия, имя, отчество самого ученика (составителя родо­ словной), а уже от него, по кругу, записываются близкие и дальние родственники. Очень важно, чтобы учитель (воспитатель, студент и т.д.) пока­ зал, что он сам знает, “откуда есть пошла его семья”. Дети искренне, эмоционально воспринимают эпизоды и фотодокументы о родослов­ ной учителя. Ведь за 3-5 минут можно проследить 200-250 лет жизни обычной семьи, увидеть старинные фотографии прапрадедушки учите­ ля; маленький ребенок оказывается отцом учителя, а вот и сам учитель в школьном возрасте, такой непохожий на того человека, который ве­ дет у них сегодня урок... Школьники начинают понимать, что все исторические события, происходящие в стране, особенно трагические - войны, революции, - затрагивают, а порой и предопределяют судьбу каждой семьи. Участие в областном туристско-краеведческом движении "Отечество мое - Кольская земля”. Это форма массовой туристско- краеведческой деятельности учащихся. Направления движения: 1. Возрождение культуры (изучение местных традиций, народ­ ных преданий, праздников, обрядов; сбор сведений о людях, прославивших наш край, восстановление Дня поминовения, создание семейных летописей, родословных, изучение местных некрополей и т.д.). 2. Летопись родных мест (возрождение традиционного летопи­ сания, создание летописей школ, поселков, городов, составле­ ние энциклопедии родного края, подготовка краеведческих путеводителей, историко-краеведческих карт). 3. Забытые захоронения (выявление новых имен солдат, павших на полях сражений Великой Отечественной войны, выявление могил и захоронений, их благоустройство и т.д.). 4. Книга памяти (сбор материалов о погибших в войне с фашиз­ мом для издания Книги памяти, создание архивного фонда участников войны и ее очевидцев и т.д.). 5. Экология (оформление охранных грамот на объекты природы, создание отрядов по выявлению фактов разрушительного 90

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz