Дранишников, В. В. Некоторые актуальные проблемы отечественной педагогики : учебное пособие для студентов заочного отделения / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 1997. – 144 с.

но ли считать педагогику наукой? Человеческие знания выделяются в самостоятельную науку лишь тогда, когда есть только ей присущий предмет исследования, предмет науки. Я.А. Каменский определил предмет педагогики - “закономерности обучения и воспитания”. В ряде учебных пособий по педагогике предметом педагогики на­ зывают “процесс воспитания”. Это несколько упрощенное толкование, т.к. в таком случае педагогика превращается в рецептурную науку. При данном подходе не ясно главное - на какой основе педагогика разраба­ тывает теорию и методику воспитания. Вот почему следует считать, что “предметом педагогики является исследование тех закономерных связей, которые существуют между развитием человеческой личности и воспитанием, и разработка на этой основе теоретических и методиче­ ских проблем воспитательной деятельности. То есть, предметом педа­ гогики является исследование сущности развития и формирования че­ ловеческой личности и определение на этой основе теории и методики воспитания как специально организованного процесса”1. Педагогика имеет методы научно-исследовательской работы, своих ученых с их знаниями, опытом, квалификацией, разделением и кооперацией научного труда, свой, только ей присущий понятийный аппарат. Педагогика имеет систему научной информации, а также сумму знаний, выступающих в качестве предпосылки, либо средства, либо результата научного производства. Педагогика имеет свои научные учреждения (со специальным оборудованием): Академию педагогических наук, НИИ, эксперимен­ тальные школы.2 А объектом воспитания является человек (ребенок, юноша, взрослый). У педагогики есть свой, только ей присущий поня­ тийный аппарат (понятия, категории, закономерности, принципы, ме­ тоды, классификации и т.д.). Педагогическая наука прошла долгий путь становления. Ее раз­ витие шло от примитивных наблюдений над фактами, повседневно встречающимися в быту, к обобщению целенаправленного опыта обу­ чения и воспитания, к вскрытию объективно действующих закономер­ ностей формирования личности. Применение педагогических знаний в прошлом ограничивалось практикой воспитания подрастающих поколений. Сейчас о педагогике принято говорить как о жизненно значимой науке для всех людей. На­ ступает время, когда вчерашние школьники становятся родителями, а значит, им требуются знания хотя бы азов педагогики и психологии. На производстве каждый человек выступает в роли подчиненного, и в 1См.: Харламов И.Ф. - Педагогика. - М.: Высш. школа, 1987, С. 23. 1 См.: Савин Н.В. Методика преподавания педагогики. - М.: Просвещение, 1987, С. 18. 7

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz