Дранишников, В. В. Некоторые актуальные проблемы отечественной педагогики : учебное пособие для студентов заочного отделения / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 1997. – 144 с.

ного, добрососедского существования многочисленных больших и ма­ лых народов и народностей России. Интернациональное воспитание как выработка гуманных, высо­ конравственных справедливых отношений между людьми независимо от цвета кожи, языка, обычаев проживания на той или иной террито­ рии, до недавнего времени считалось в нашей стране решенной про­ блемой. Дружба детей всей планеты, переписка со сверстниками из со­ юзных республик, обмен делегациями, фестивали, праздники - все это было поводом для умиления и восторгов. На самом деле для СССР, а позднее для СНГ, для России нацио­ нальный вопрос является не только исключительно актуальным, но и трудно разрешимым. Проявление национализма и шовинизма, с кото­ рыми мы иногда встречаемся в жизни, - это, в первую очередь, резуль­ тат серьезных ошибок в национальной политике, допущенных в годы культа личности Сталина и в период застоя. Развивая производитель­ ные силы, государство не всегда считалось с интересами народов от­ дельных союзных и автономных республик, а тем более малых народов и народностей, например, на Крайнем Севере. Крупные промышленно­ добывающие предприятия нередко подрывали развитие традиционно­ го производства, наносили непоправимый ущерб экологическому рав­ новесию этих районов. В ряде республик (Узбекистан, Таджикистан) упор был сделан на развитие монокультуры - хлопка, например, и т.д. Большие ошибки допущены и в культурном строительстве. В 20- 30-е годы повсеместно внедрялся русский язык, а национальные языки вытеснялись не только из общественной, но и культурной жизни. Мно­ гие народы при Советской власти обрели письменность, но есть на­ циональности, которые утратили ее. Узбеки, азербайджанцы, киргизы, туркмены и др. народы до революции пользовались арабским алфави­ том. На нем создана богатейшая духовная культура. Но волевым путем им сначала был навязан латинский шрифт, а позже ввели славянскую кириллицу. Было бы ошибочно думать, что советское государство мало де­ лало для экономического и культурного развития малых народов, осо­ бенно Крайнего Севера. Вкладывались огромные средства в строитель­ ство медицинских учреждений, школ, библиотек, клубов. Это дало конкретные результаты: уменьшилась детская смертность, количество инфекционных заболеваний, росли образованность и культура. Но известны и другие факты. В уродливые формы вылилась, на­ пример, забота об эскимосах и чукчах, живущих на побережье Чукот­ ки. Когда-то они постоянно выходили в море за моржами и китами. Для любого мужчины это было настоящим праздником, испытанием на мужество, силу, ловкость. Охотники возвращались с китом, в стой­ бище царил настоящий праздник с долгими рассказами и пережива­ ниями перипетий охоты. 86

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz