Дранишников, В. В. Некоторые актуальные проблемы отечественной педагогики : учебное пособие для студентов заочного отделения / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 1997. – 144 с.

Естественно возникает вопрос: “А как сегодня следует относиться к этому направлению формирования гражданственности?” Думается, сейчас необходимо говорить не о пролетарском, а про­ сто об интернационализме. Ибо воспитывая любовь к своей стране, ее культуре, достижениям, мы говорим и о народных традициях других стран, взаимообогащении культур, о вкладе каждого народа в миро­ вую культуру. Но есть и большие особенности, которые мы раньше не учитывали. Россия - многонациональная страна. Поэтому главное внимание в воспитательной работе надо обращать на изучение много­ образия самобытности культуры, традиций дружбы народов нашей многонациональной Родины. Интересными и актуальными для нас являются взгляды на на­ циональный вопрос и национальные отношения выдающегося русско­ го религиозного философа В. Соловьева, который опубликовал целую серию статей, сведенных им в единую книгу под названием “Национальный вопрос в России”. Вот несколько мыслей философа: “Духовная свобода - необходи­ мое условие нормализации национальных отношений” . “Полное разделение между нравственностью и политикой со­ ставляет одно из господствующих заблуждений нашего века ... эти две области - нравственная и политическая - хотя и не могут совпадать друг с другом, однако должны быть теснейшим образом между собою связаны” . “Одно только мы знаем наверное: если Россия не исполнит своего нравственного долга, если она не отречется от национального эгоизма, если она не откажется от права силы и не поверит в силу права, если она не возжелает искренне и крепко духовной свободы истины - она никогда не может иметь прочного успеха ни в каких делах своих, ни внешних, ни внутренних”. “Люби все другие народы, как свой собственный”1. Интернациональное воспитание - это формирование и развитие у детей твердых убеждений в необходимости международной солидарно­ сти, чувства дружбы людей всех рас и наций, глубокое уважение к пра­ вам, культуре и традициям больших и малых народов. Для России, многонационального государства, вопросы межнациональных отно­ шений, интернационального воспитания очень деликатные, тонкие, требующие учета многих факторов межэтнического взаимодействия. Цель интернационального воспитания - формирование у детей культу­ ры межнациональных отношений как важнейшего нравственного каче­ ства личности человека, что является одним из главных условий мир­ 1Подробнее см.: Рзаев Д.А. Философское наследие Владимира Соловьева по на­ циональному вопросу: Материалы в помощь учителям философии и иных соци­ ально-гуманитарных дисциплин. - Мурманск: МГПИ, 1996. 85

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz