Дранишников, В. В. Некоторые актуальные проблемы отечественной педагогики : учебное пособие для студентов заочного отделения / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 1997. – 144 с.

Учителями Кольского края накоплен значительный опыт пат­ риотического воспитания школьников с помощью краеведения, кото­ рое помогает формировать любовь к “малой Родине”, к родному горо­ ду или поселку. Например, учителя и школьники г. Апатиты к 30- летию города выпустили три сборника творческих работ детей. Вот отрывок из сочинения ученицы 6-го класса школы № 10 О. Осадчей “Мой город”, свидетельствующий о том, что у девочки уже сформиро­ валась любовь к “малой Родине”. “Апатиты. Город, в котором я живу. Город, где проходит мое детство. Для многих это слово - апатиты - лишь название камня, но для меня - это воспоминания. Воспоминания о друзьях, живущих здесь, о нашей северной природе, о темных лесах, о зимней красоте города, о нарядных белых домах, о школе, о стройных северных березах и широколапых елях. Летом я уезжаю на юг, в теп­ лую Украину. Мои подруги удивляются, как мы живем там, в таком холодном и строгом крае? Я отвечаю, что живем мы в крае, холодном только природой, а не душой, что нас согревает теплота, идущая не от солнца, а от дружелюбных и приятных людей, от того, к чему мы при­ выкли и гордимся: от нетронутой северной природы, от заснеженных деревьев, поблескивающих от уличного фонаря, от уютного света в окнах домов, от солнца, которое в первый раз вышло после долгой по­ лярной ночи, от первого цветка мать-и-мачехи, который расцвел на проталинке у рыночной стены, от ручейков, которые всегда куда-то спешат...”1 Особенно велика в формировании патриотизма роль отечествен­ ной истории, истории земли российской. “Русский ребенок с самого начала должен почувствовать и понять, что он славянин, сын великого славянского племени, и в то же время сын великого русского народа, имеющего за собой величавую и трагическую историю, перенесшего великие страдания и крушения и выходившего из них не раз к подъему и расцвету. Необходимо пробудить в ребенке уверенность в том, что история русского народа есть живая сокровищница, источник живого научения мудрости и силы”2. Мы должны почувствовать окрыленные слова А. Пушкина: “Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие”. Особенно важно для процесса воспитания патриотизма, чтобы ребенок не только умом, но и сердцем познал те страницы отечествен­ ной истории, активными участниками которых были его близкие род­ ственники. В декабре 1994 года редакция газеты “Мурманский вестник” провела конкурс школьных сочинений на тему “О чем расска­ 1 “... и пальцы просятся к перу, перо - к бумаге...” (Сборник творческих работ учащихся средних школ г. Апатиты, выпуск второй). - Апатиты: Городской отдел народного образования, С. 8. 2Ильин И.А. Путь к очевидности. - М.: Республика, 1993, С. 239. 80

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz