Дранишников, В. В. Некоторые актуальные проблемы отечественной педагогики : учебное пособие для студентов заочного отделения / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 1997. – 144 с.

- Дед говорит, что если люди не будут помнить отцов, то они ис­ портятся. - Кто испортится? Люди? -Да. - А почему? - Дед говорит, что никто не будет стыдиться плохих дел, потому что дети и дети детей о них не будут помнить. И никто не будет делать хорошие дела, потому что все равно дети об этом не будут знать. - Ну, и дед у тебя!... Темный, некультурный он человек.” Второй кирпичик фундамента патриотизма - знание, любовь к родному языку, народному творчеству, народным обычаям и традици­ ям. Мог ли А. Пушкин, человек, имеющий африканское происхожде­ ние, стать великим русским национальным поэтом, если бы в детстве не впитал живительный источник русского народного творчества с помощью неграмотной, но ярко одаренной женщины - Арины Родио­ новны. “Строить образование и воспитание в отрыве от национальной культуры - утверждает Г.А. Ягодин, - значит считать учащихся людьми без роду и племени. Именно несформированность национального са­ мосознания, неподготовленность в национально-культурных вопросах чаще всего создают неблагоприятную почву для деформации в межна­ циональных отношениях, проявлений национального эгоизма”1. Особенно велика в воспитании национальных черт характера роль сказок. И.А. Ильин подчеркивал: “Сказка будит и пленяет мечту. Она дает ребенку первое чувство героического - чувства испытания, опасности, призвания, усилия и победы, она учит его созерцать чело­ веческую судьбу, сложность мира, отличие “правды и кривды”. Она заселяет душу национальным мифом, тем хором образов, в котором народ созерцает себя и свою судьбу, исторически глядя в будущее. На­ циональное воспитание неполно без национальной сказки”2. Третий кирпичик фундамента патриотизма - любовь к родному краю, “малой Родине”. К.Д. Ушинский в знаменитой учебной книге “Родное слово” писал: И местная река должна вывести дитя в большое Отечество”3. Развитие регионального компонента содержания образования, без сомнения, стимулирует этот процесс, десятки уже на­ писанных авторских программ по истории края, литературному крае­ ведению, по народным промыслам и т.д. неизбежно в ближайшее вре­ мя должны дать ожидаемые результаты. ' Ягодин Г.А. Через гуманизацию и демократизацию к новому качеству образова­ ния // Учит. газ. - 1988. - 22 декабря. 2Ильин И.А. Путь к очевидности. - М.; Республика, 1993, С. 238. 3Ушинский К.Д. Собр. соч. - Т. 6. - М.-Л., 1949, С. 319. 79

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz