Дранишников, В. В. Некоторые актуальные проблемы отечественной педагогики : учебное пособие для студентов заочного отделения / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 1997. – 144 с.
установлением родственных связей, составлением родословий. Родо словия царей, правителей, мифических героев существовали уже в древности (часто носили легендарный характер), но особое значение получили в средние века в связи с установлением и оформлением со словных (особенно дворянских) привилегий. Это вызвало появление особых генеалогических справочников (в форме генеалогического де рева или таблиц), в которых указывались все члены основной и боко вых ветвей рода, их брачные связи1. Важно понять, что не только дворянские родословные представ ляют для истории большой познавательный и воспитательный интерес. Много неожиданного ценного, поучительного дает изучение родо словных простых людей (крестьян, мещан, рабочих). Исследователь А. Либерман (журнал “Наука и жизнь”, 1989, № 6) в статье “Бронниковы из Вятки” рассказал о деятельности народных мастеров Бронниковых, которые славились на всю Россию умением ре зать из капа (наплыв на стволе дерева) табакерки, шахматы, брошки, шкатулки с секретами, а Семен Иванович Бронников научился изго товлять из капа и кости настоящие часы, которые побывали на между народных выставках в Вене, Париже и везде вызывали удивление и восторг, отмечались дипломами и медалями. Наш земляк - мурманча нин И.В. Бронников доказал ошибочность мнения, что обычным гра жданам, потомкам простых людей, разыскать предков далее четверто- го-пятого колена практически невозможно. Проявив терпение и научный подход настоящего исследователя, он установил, что родословная Бронниковых (потомков черносошных крестьян Вятской губернии) составляет в настоящее время 11 колен и включает околоЗОО имен различной степени родства. Хочется отме тить, что сам И.В. Бронников не профессиональный историк, а океано граф. Этот пример поучителен тем, что человек любой профессии мо жет стать причастным к истории России. Куда ведет забвение интереса к своей родословной, талантливо показал Ч. Айтматов в книге “Белый пароход”. Вот маленький эпизод, где мальчик доказывает солдату необходимость знать имена и дела своих предков: “Солдат, однако, был сконфужен, когда выяснилось, что он не только не знает, откуда его род начинается, но даже и обяза тельного колена семерых отцов не знает. Он знал только своего отца, деда, прадеда. Разве тебя не учили запоминать имена семерых предков? - спро сил мальчик. - Не учили. А зачем это? Я вот не знаю, и ничего, живу норма но. 1БСЭ. - Т. 6. Изд. 3-е, М.: Сов. Энцикл., 1971, Т. 6, С. 638.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz