Дранишников, В. В. Некоторые актуальные проблемы отечественной педагогики : учебное пособие для студентов заочного отделения / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 1997. – 144 с.

установлением родственных связей, составлением родословий. Родо­ словия царей, правителей, мифических героев существовали уже в древности (часто носили легендарный характер), но особое значение получили в средние века в связи с установлением и оформлением со­ словных (особенно дворянских) привилегий. Это вызвало появление особых генеалогических справочников (в форме генеалогического де­ рева или таблиц), в которых указывались все члены основной и боко­ вых ветвей рода, их брачные связи1. Важно понять, что не только дворянские родословные представ­ ляют для истории большой познавательный и воспитательный интерес. Много неожиданного ценного, поучительного дает изучение родо­ словных простых людей (крестьян, мещан, рабочих). Исследователь А. Либерман (журнал “Наука и жизнь”, 1989, № 6) в статье “Бронниковы из Вятки” рассказал о деятельности народных мастеров Бронниковых, которые славились на всю Россию умением ре­ зать из капа (наплыв на стволе дерева) табакерки, шахматы, брошки, шкатулки с секретами, а Семен Иванович Бронников научился изго­ товлять из капа и кости настоящие часы, которые побывали на между­ народных выставках в Вене, Париже и везде вызывали удивление и восторг, отмечались дипломами и медалями. Наш земляк - мурманча­ нин И.В. Бронников доказал ошибочность мнения, что обычным гра­ жданам, потомкам простых людей, разыскать предков далее четверто- го-пятого колена практически невозможно. Проявив терпение и научный подход настоящего исследователя, он установил, что родословная Бронниковых (потомков черносошных крестьян Вятской губернии) составляет в настоящее время 11 колен и включает околоЗОО имен различной степени родства. Хочется отме­ тить, что сам И.В. Бронников не профессиональный историк, а океано­ граф. Этот пример поучителен тем, что человек любой профессии мо­ жет стать причастным к истории России. Куда ведет забвение интереса к своей родословной, талантливо показал Ч. Айтматов в книге “Белый пароход”. Вот маленький эпизод, где мальчик доказывает солдату необходимость знать имена и дела своих предков: “Солдат, однако, был сконфужен, когда выяснилось, что он не только не знает, откуда его род начинается, но даже и обяза­ тельного колена семерых отцов не знает. Он знал только своего отца, деда, прадеда. Разве тебя не учили запоминать имена семерых предков? - спро­ сил мальчик. - Не учили. А зачем это? Я вот не знаю, и ничего, живу норма но. 1БСЭ. - Т. 6. Изд. 3-е, М.: Сов. Энцикл., 1971, Т. 6, С. 638.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz