Дранишников, В. В. Некоторые актуальные проблемы отечественной педагогики : учебное пособие для студентов заочного отделения / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 1997. – 144 с.

С того момента, когда воспитание выделилось в самостоятель­ ную функцию, люди стали задумываться над обобщением опыта вос­ питательной деятельности. На одном из древнегреческих папирусов запечатлено изречение: “Уши мальчика на спине, он слушает, когда его бьют”. Это была уже своеобразная педагогическая идея, определенный подход к воспитанию, соответствовавший условиям того времени, ко­ гда отношения между людьми основывались на насилии. В России первое упоминание о школе можно найти в русских ле­ тописях. В “Повести временных лет” читаем: “Послал он (князь Вла­ димир) собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение” (лето 6496, т.е. 988 г.). Или запись в Вологодско-Пермской летописи того же 988 г.: “Князь великий Володимер, собрав детей 300, отдал учите грамоте”. В Древней Руси складывалось искреннее почтение к учителю. В “Слове похвальном Сергию Радонежскому” Премудрый Епифаний (ум. в 1420 году) восхваляет Сергия не только как чудотворца, но и как Учителя: “... он был отцам отец и учителям учитель ... неложный учи­ тель, добрый пастырь, праведный учитель, неподкупный наставник...” Из глубокой старины дошло до нас уважительное “Слово о том, яко не забывати учителей своих” Кирилла Туровского (XII в.). Там можно прочитать такое поучение: “Если и научился и от простого че­ ловека, не от иерея (священника), то держи в своем сердце и уме память о нем до исхода души своей...”1 По мере расширения и усложнения воспитания специальная от­ расль теоретических знаний, относящихся к воспитательной деятельно­ сти, стала разрабатываться более интенсивно. Эта отрасль знания, как, впрочем, и в других сферах жизни и производства, первоначально раз­ рабатывались в недрах философии. Уже в трудах древнегреческих фи­ лософов содержалось немало мыслей по вопросам воспитания. Первые выдающиеся педагоги-теоретики появились в эпоху Возрождения: Вит- торино да Фельтре - в Италии, Франсуа Рабле - во Франции, Эразм Роттердамский - в Голландии. Как особая самостоятельная наука педагогика была вычленена из системы философских знаний лишь в начале XVII века. Английский философ Бэкон издал трактат “О достоинстве и увеличении наук”. Он сделал попытку классифицировать науки и в качестве отдельной от­ расли научного знания назвал педагогику, под которой понимал “руководство чтением”. Статус педагогики, как самостоятельной науки в современном понимании, был закреплен трудами чешского педагога Я.А. Каменского “Великая дидактика” и “Материнская школа”. Мож- 'По книге “Учитель”: Статьи. Документы. Педагогический поиск. Воспоминания. Страницы литературы / Ред.-сост. Д.Л. Брудный. - М.: Политиздат, 1991. 6

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz