Дранишников, В. В. Некоторые актуальные проблемы отечественной педагогики : учебное пособие для студентов заочного отделения / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 1997. – 144 с.

Сущность патриотизма и пути его формирования Слово “патриотизм” происходит от латинского слова “патрис”, что означает “родина”, “отечество”. К слову, Владимира Даля, ино­ странца по происхождению, очень расстраивало, что для обозначения человека, любящего Родину, радеющего о ее благе и чести, у нас нет родного слова, и мы пользуемся иностранным, инородным. Важность/ благородство чувства патриотизма подчеркиваег ака­ демик Д.С. Лихачев: “Любовь к Родине дает смысл жизни... Любовь к своей стране и к своему народу - это и есть то надличностное начало, которое по-настоящему освящает (делает святой) всю деятельность че­ ловека, приносит ему настоящее счастье, избавляет от неприятностей, мелких, личных неудач”1. Патриотизм категория историческая. Само это понятие коррек­ тировалось со сменой общественно-исторических формаций. Жизнь отдельного человека - это часть жизни общества; чувства, мысли, пред­ ставления человека - это субъективное отражение менталитета данной эпохи, конкретного класса или сословия. Поэтому патриотизм есть по­ нятие и классово-сословное и общечеловеческое. Но патриотизм характерен для всех классов и сословий. Есть ценности, которые оказываются выше, святее классовых, сословных различий - это родной язык, народные, культурные, религиозные обы­ чаи и традиции. Едва ли с позиций сегодняшнего времени можно со­ гласиться с наивным утверждением большевиков о том, что русские помещики, дворяне, буржуазия не любили Россию. Далеко не просто уяснить, что такое любовь к Родине и что со­ ставляет ее благо и честь. В “Коммунистическом манифесте” Маркс и Энгельс писали: “Рабочие не имеют Отечества!”, а большевики в годы первой мировой войны, ради своих узких политических интересов, же­ лали России поражения в войне... В педагогической и общественно-политической литературе в те­ чение десятилетий утверждалось, что советский патриотизм - это выс­ шая стадия развития патриотизма. Однако неубедительность этого вы­ вода становится очевидной, как только ознакомимся с несколькими абзацами текстов любого учебника педагогики, изданного до пере­ стройки: “Неотъемлемой частью социалистического патриотизма является также святая ненависть к врагам Советской России и стран социализ­ ма, ненависть к тем, кто покушается на независимость, целостность, свободу и счастье трудящихся всех стран мира...” “... В.И. Ленин постоянно воспитывал у трудящихся нашей стра­ ны ненависть и презрение к помещикам и капиталистам. Он учил со­ 1Лихачев Д.С. Земля родная. - М.: Просвещение, 1983, С. 3, 8. 75

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz