Дранишников, В. В. Некоторые актуальные проблемы отечественной педагогики : учебное пособие для студентов заочного отделения / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 1997. – 144 с.
наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей”1. А.Ф. Никитин подчеркивает: “Главное, что отличает гражданина от человека, - это его принадлежность к политической и правовой сфе рам общества, наделенность правами и обязанностями, способность участвовать в правовой и политической жизни общества”2. И.П. Подласый делает попытку очертить круг обязанностей гра жданина и конкретные качества личности, которые необходимо сфор мировать у ребенка в процессе воспитания: “Чувство национальной гордости и патриотизма. Уважение к Конституции государства, органам государственной власти, Президенту страны, символам государственности (гербу, фла гу, гимну). * Ответственность за судьбу страны. * Общественную активность. * Соблюдение демократических принципов. * Бережное отношение к природе. * Уважение прав и свобод других людей. * Активную жизненную позицию. * Правосознание и гражданская ответственность. * Честность, правдивость, чуткость, милосердие. * Ответственность за свои дела и поступки. * Интернационализм, уважение к народам других стран и многие другие”3. Для практической воспитательной работы мы сформировали та кое определение: “Гражданское воспитание школьников - это целена правленная комплексная система учебно-воспитательных мероприя тий, в которую на добровольных началах, за счет педагогического мастерства, увлеченности организаторов привлекаются школьники. Эта система включает в себя в органическом единстве патриотическое, правовое и интернациональное воспитание учащихся в соответствии с конкретными задачами, решаемыми обществом, государством и шко лой на определенном этапе своего развития”. Исходя из нашего подхода к гражданскому воспитанию как ор ганическому единству взаимосвязанных и взаимозависимых частей патриотического, правового и интернационального воспитания, кото рые в реальном правильно организованном педагогическом процессе выступают как единое целое, мы и будем рассматривать изучаемый ма териал. 1Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1963, С. 138. 2Никитин А.Ф. О гражданском образовании // Преподавание истории в школе. - 1995. -№ 1, С. 23. 3Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. - М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр Владос, 1996, С. 454-455. 74
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz