Дранишников, В. В. Некоторые актуальные проблемы отечественной педагогики : учебное пособие для студентов заочного отделения / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 1997. – 144 с.
мужского пола средних, а потом пожилых лет, но мужчиною он не становится, или, по крайней мере, не становится мужчиною благород ного характера. Лучше не развиваться человеку, нежели развиваться без влияния мысли об общественных делах, без влияния чувств, пробу ждаемых участием в них. Если из круга моих наблюдений, из сферы действий, в которых вращаюсь я, исключить идеи и побуждения, имеющие предметом об щую пользу, т.е. исключить гражданские мотивы, что останется на блюдать мне? Останется хлопотливая сумятица отдельных личностей с личны ми узенькими заботами о своем кармане, о своем брюшке или о своих забавах...” Гражданское воспитание носит исторический характер и отража ет культурные, религиозные и национальные особенности государства. Гражданственность - это высшая ступень развития личности. Формирование гражданственности - сложный длительный процесс. Трудный путь взросления нужно пройти человеку, прежде чем он ста нет подлинным гражданином - человеком, для которого неотделимы личное и общественное, права и обязанности, который любит и делом доказывает любовь к Отечеству. Начинается же этот путь с постиже ния простых норм нравственности, норм человеческого общения, ко торые ребенок усваивает в семье с самых ранних лет. Гражданское воспитание связано с понятием “гражданство”. “Гражданство - это правовая принадлежность лица к данному государ ству, которая выражается в распространении на него законов государ ства, а также предполагающая определенные права и обязанности гра жданина по отношению к государству, когда он находится за границей”1. Интересное определение гражданственности дает А.Ф. Никитин, руководитель Центра “Педагогика прав человека”: “Гражданствен ность - это интегративное свойство социализированной личности, об ладающей демократическим менталитетом. Гражданственность пред полагает достаточно высокий уровень “самостояния” личности, позво ляющей человеку конструктивно участвовать в управлении страной, в решении общенациональных задач”2. В житейском, обыденном смысле гражданин - это просто взрос лый человек, а также форма обращения друг к другу В словаре С.И. Ожегова мы читаем: “Гражданин - это лицо, принадлежащее к посто янному населению данного государства, пользующееся его защитой и 1Энциклопедический словарь. В 2 т. - М.: Советская энциклопедия, 1964, Т. 1, С. 286. 2Никитин А.Ф. О гражданском образовании // Преподавание истории в школе. - 1995. -№ 1, С. 23. 73
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz