Дранишников, В. В. Некоторые актуальные проблемы отечественной педагогики : учебное пособие для студентов заочного отделения / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 1997. – 144 с.

мужского пола средних, а потом пожилых лет, но мужчиною он не становится, или, по крайней мере, не становится мужчиною благород­ ного характера. Лучше не развиваться человеку, нежели развиваться без влияния мысли об общественных делах, без влияния чувств, пробу­ ждаемых участием в них. Если из круга моих наблюдений, из сферы действий, в которых вращаюсь я, исключить идеи и побуждения, имеющие предметом об­ щую пользу, т.е. исключить гражданские мотивы, что останется на­ блюдать мне? Останется хлопотливая сумятица отдельных личностей с личны­ ми узенькими заботами о своем кармане, о своем брюшке или о своих забавах...” Гражданское воспитание носит исторический характер и отража­ ет культурные, религиозные и национальные особенности государства. Гражданственность - это высшая ступень развития личности. Формирование гражданственности - сложный длительный процесс. Трудный путь взросления нужно пройти человеку, прежде чем он ста­ нет подлинным гражданином - человеком, для которого неотделимы личное и общественное, права и обязанности, который любит и делом доказывает любовь к Отечеству. Начинается же этот путь с постиже­ ния простых норм нравственности, норм человеческого общения, ко­ торые ребенок усваивает в семье с самых ранних лет. Гражданское воспитание связано с понятием “гражданство”. “Гражданство - это правовая принадлежность лица к данному государ­ ству, которая выражается в распространении на него законов государ­ ства, а также предполагающая определенные права и обязанности гра­ жданина по отношению к государству, когда он находится за границей”1. Интересное определение гражданственности дает А.Ф. Никитин, руководитель Центра “Педагогика прав человека”: “Гражданствен­ ность - это интегративное свойство социализированной личности, об­ ладающей демократическим менталитетом. Гражданственность пред­ полагает достаточно высокий уровень “самостояния” личности, позво­ ляющей человеку конструктивно участвовать в управлении страной, в решении общенациональных задач”2. В житейском, обыденном смысле гражданин - это просто взрос­ лый человек, а также форма обращения друг к другу В словаре С.И. Ожегова мы читаем: “Гражданин - это лицо, принадлежащее к посто­ янному населению данного государства, пользующееся его защитой и 1Энциклопедический словарь. В 2 т. - М.: Советская энциклопедия, 1964, Т. 1, С. 286. 2Никитин А.Ф. О гражданском образовании // Преподавание истории в школе. - 1995. -№ 1, С. 23. 73

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz