Дранишников, В. В. Некоторые актуальные проблемы отечественной педагогики : учебное пособие для студентов заочного отделения / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 1997. – 144 с.

Цель гражданского образования - подготовка учащихся к ответ­ ственной, осмысленной жизни и деятельности в демократическом пра­ вовом государстве, гражданском обществе. Это достигается формированием у них глубоких и устойчивых представлений о мире, обществе, государстве, социальных связях и от­ ношениях (в частности, на основе их собственного опыта); развитием моделей поведения, мотивацией и установок, которые соответствуют общечеловеческим, принятым в обществе ценностям, способствуют участию индивидуумов в управлении страной, решении задач разного уровня - от общенациональных, государственных до семейно­ бытовых”1 . Особое место в ряду средств и материалов гражданского образо­ вания занимает Конституция Российской Федерации, необходимость изучения которой в школе предусматривается Указом Президента РФ № 2131 от 29. 01. 94. Успешному осуществлению гражданского воспи­ тания на нынешнем этапе будет способствовать своевременное и ди­ дактически обоснованное включение в его содержание материалов Конституции РФ. В 1995 году была создана специальная общественная организация “Союз гражданского образования” (президент Положевец П.Г., гл. ре­ дактор “Учительской газеты”). Союз принял Обращение участников Учредительной конференции Союза гражданского образования. В нем, в частности, отмечалось: “Нужно ли доказывать, что гражданское вос­ питание сегодня не только необходимость, но и луч надежды, с кото­ рым мы связываем будущее России. Перемены в нашей жизни, ее слож­ ности и противоречия обнаружили, пожалуй, одну из самых острых проблем - непонимание гражданами своей роли и ответственности за судьбы страны, за ее успехи в развитии экономики и культуры. Идея гражданского общества не стала еще доминантой нашей жизни, осно­ вой для построения демократического государства”2. Интересно, что в дореволюционной России понятие “граждан­ ственность” было высокочтимым и значимым. Помните, у Н. Некрасо­ ва: “А что такое гражданин? Отечества достойный сын!” Особенно современны для людей, ищущих смысл жизни, неста­ реющие слова Н.Г. Чернышевского: “Без приобретения привычки к са­ мобытному участию в гражданских делах, без приобретения чувства гражданина ребенок мужского пола, вырастая, делается существом 1См.: Письмо Министерства образования РФ органам управления образованием субъектов Российской Федерации (6 февраля 1995 г., № 151/11). - “О гражданском образовании и изучении Конституции РФ” // Преподавание истории в школе. - 1995. -№ 3 , С. 51. 2 См.: Я гражданином быть обязан. Кто научит? (подборка материалов) // Учит, газ. - 1995, 30 мая, № 24. 72

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz