Дранишников, В. В. Некоторые актуальные проблемы отечественной педагогики : учебное пособие для студентов заочного отделения / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 1997. – 144 с.

его формирования, разрабатывать критерии и уровни гражданственно­ сти школьников. Вопросы гражданского воспитания стали особенно актуальны в процессе разработки регионального компонента содержания образо­ вания, особенно гуманитарного. Ведь любой авторский курс, а тем бо­ лее региональный учебник по истории края или литературному краеве­ дению, объективно решает, в первую очередь, вопросы гражданского воспитания школьников. А для этого сам автор должен четко владеть понятийным аппаратом. Нельзя сбрасывать со счета и политический аспект рассматри­ ваемой педагогической проблемы. В борьбе за политическую власть в одинаковой мере и крайне правые и крайне левые стремятся спекули­ ровать на таких понятиях, как “гражданственность”, “державность”, “патриотизм”, “интернационализм”, “национализм”. Не навязывая свою точку зрения, мы тем не менее должны попытаться объяснить школьникам разные подходы, разные оценки этих понятий. Справедливо звучит мысль, что “через некоторое время после краха партийно-государственной идеологии многим стало ясно, что идейный плюрализм отнюдь не исключает существование некой стержневой системы взглядов, позиций, целей, принципов... И тут в очередной раз вспомнили о гражданственности - как о чем-то объеди­ няющем общезначимые политико-правовые идеи”1. И, наконец, произошло то, что неизбежно должно было про­ изойти на определенном этапе развития демократического государства: оно “вдруг вспомнило”, что это его святая обязанность заниматься воспитанием гражданственности своих подданных. В фев­ рале 1995 года Министерство образования РФ направило органам управления образования субъектов Российской Федерации письмо “О гражданском образовании и изучении Конституции РФ”, где говорится: “Становлению демократического государства, преодолению кризисных процессов в развитии России, ее возрождению на основе традиций отечественной духовности, нравственности, приобщению к содружеству цивилизованных высокоразвитых государств способству­ ет правильно организованное гражданское образование... От успешно­ сти гражданского образования во многом зависит построение право­ вого государства и гражданского общества в России. Школа способна внести ощутимый вклад в формирование гражданской личности, соче­ тающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру. 1Никитин А.Ф. О гражданском образовании // Преподавание истории в школе. - 1995. -№ 1, С. 23.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz