Дранишников, В. В. Некоторые актуальные проблемы отечественной педагогики : учебное пособие для студентов заочного отделения / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 1997. – 144 с.

для пед. училищ: Под ред. С.П. Баранова и др., Курс лекций: И.Ф. Харламова, 1990 г., Педагогика: Под ред. П.И. Пидкасистого, 1995 г. и др. учебные издания) не содержат ни единой главы, более того, - даже параграфа, посвященного гражданскому воспитанию школьников. Чем же подменялся термин “гражданское воспитание” в этих учебных пособиях? Вот перечень разделов, лекций, параграфов: “Воспитание социалистического патриотизма и пролетарского интер­ национализма”, “Идейно-политическое воспитание и формирование общественной активности школьников”, “Идейно-политическое воспи­ тание и формирование социальной активности учащихся”, “Формирование коммунистического мировоззрения как основы воспи­ тания и обучения в школе”, “Воспитание социалистического гуманизма и демократизма”, “Воспитание в духе мира и дружбы между народа­ ми”, “Военно-патриотическое воспитание школьников” и т.п. Педаго­ гические словари, справочники, педагогические энциклопедии тоже не раскрывают понятие “гражданское воспитание”. Таким образом, по идеологическим причинам целый пласт отечественной теории воспи­ тания разрабатывался недостаточно. И хотя работ, в оглавлении кото­ рых стояло это понятие, было достаточно, носили они в основном по­ верхностный, декларативный характер. Например, в Программе КПСС (новая редакция, проект) было записано: “Партия придает большое значение воспитанию высокой гражданственности личности, готовности активно участвовать в охране правопорядка”1. Подобная же ситуация обнаруживается и при анализе норматив­ ных и инструктивно-методических документов в сфере народного об­ разования. Понятие “гражданское воспитание” отсутствует даже в та­ ком важном документе, как “Концептуальные основы содержания деятельности классного руководителя”2. И только первый том “Российской педагогической энцикло­ педии”, изданной в 1993 году, впервые дает определение гражданского воспитания: “Гражданское воспитание - формирование гражданствен­ ности как интегративного качества личности, позволяющего человеку ощутить себя юридически, социально, нравственно и политически дее­ способным”3. Можно, конечно же, спорить, насколько удачно и полно это оп­ ределение. Важнее другое: необходимо разрабатывать понятийный ап­ парат гражданского воспитания, раскрывать педагогические условия 1Программа КПСС (Новая редакция). - Проект. М., 1985, С. 54. 2См.: Концептуальные основы содержания деятельности классного руководителя. - Вестник образования. - 1991. - № 8. 3 Российская педагогическая энциклопедия. - М.: Научное издание “Большая Рос­ сийская энциклопедия”. - 1993. - Т. 1, С. 224. 70

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz