Дранишников, В. В. Некоторые актуальные проблемы отечественной педагогики : учебное пособие для студентов заочного отделения / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 1997. – 144 с.

ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ Актуализация проблемы В “Законе РФ об образовании” в качестве одного из важнейших принципов государственной политики в области образования провоз­ глашается “воспитание гражданственности и любви к Родине”1. Гражданское воспитание - серьезная проблема, которая касается каждого россиянина и особенно тех, кто занимается воспитанием под­ растающего поколения. Только недальновидные, равнодушные люди могут спокойно, легкомысленно относиться ко многим негативным явлениям, которые происходят в нашем Отечестве. Приведу только один пример, как информацию для размышления. Опросы социологов показывают, что 80% старшеклассников Москвы и Петербурга хотят уехать из России. С болью и тревогой педагог-новатор В. Караковский пишет: “Изменилось Отечество. Пересматривается его прошлое, тревожит на­ стоящее и пугает своей неопределенностью будущее. Русский мазохизм опять заявляет о себе как о типичной национальной черте. Со всех эст­ рад, с экранов и известных газетных страниц идет сладкое самобичева­ ние. С необыкновенной легкостью произносятся категоричные оценки. Порой для этого просто меняются знаки: плюсы на минусы и наобо­ рот. Кажется, самым популярным образом стал образ Страны дураков. Разумеется, такая самооценка отнюдь не способствует укрепле­ нию авторитета когда-то великой державы... Сегодняшнему школьни­ ку внушается комплекс исторической неполноценности, чувства жерт­ вы истории, отчаяние человека, обреченного жить в самой плохой стране”2. Анализируя психолого-педагогическую литературу периода “коммунистического воспитания”, с удивлением обнаруживаешь, что теория гражданского воспитания школьников разрабатывалась тогда недостаточно. Вот несколько примеров. Ни одно учебное пособие или курс лек­ ций по педагогике, по которым десятилетия занимались студенты в пе­ дагогических вузах (Г.И. Щукиной - Педагогика: Курс лекций, 1966 г., Теория и методика коммунистического воспитания в школе: Учеб. пос. под ред. Г.И. Щукиной, 1974 г., Педагогика школы: Учеб. пос. под ред. И.Т. Огородникова, 1978 г., Педагогика: Курс лекций Т.А. Ильиной. 1984 г., Педагогика: Под ред. Ю.К. Бабанского, 1988 г., Педагогика 1Закон Российской Федерации об образовании. - Мурманск: НМЦ, 1992, С. 4. 2 Караковский В. Общечеловеческие ценности - основа учебно-воспитательного процесса // Воспитание школьников. - 1993. - № 2, С. 4. 69

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz