Дранишников, В. В. Некоторые актуальные проблемы отечественной педагогики : учебное пособие для студентов заочного отделения / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 1997. – 144 с.

ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА И ИСКУССТВО (СПЕЦИФИКА ПЕДАГОГИКИ) Возникновение науки педагогики Педагогика - это наука, изучающая закономерности воспитания подрастающего поколения , разрабатывающая общие основы обучения и воспитания в учебных заведениях различных типов. Термин “педагогика” ведет свое происхождение из античной древности. В переводе с греческого слово “пейдагогос” (“пейда” - ребе­ нок, “гогос” - вести) означает - “детоводитель”. В Древней Греции пе­ дагогами называли рабов, которым аристократы поручали присмат­ ривать за детьми, сопровождать их в школу, совершать прогулки. Каждая наука формируется под влиянием потребностей общества и призвана выполнять определенные общественные функции. Чем больше развивалось и усложнялось производство, чем больше накап­ ливалось научных знаний, тем более важное значение приобретала специальная подготовка подрастающих поколений к жизни, тем острее осознавалась необходимость в их специально организованном воспи­ тании. Образование и воспитание, таким образом, превратились в объ­ ективную необходимость общества и стали важной предпосылкой его развития. Вот почему на определенной ступени развития человеческого общества, в частности в более поздний период рабовладельческого строя, когда производство и наука достигли значительного развития, воспитание выделяется в особую общественную функцию, т.е. возни­ кают специальные воспитательные учреждения, появляются лица, про­ фессией которых стало обучение и воспитание. Это имело место во многих древних странах, но более или менее достоверные сведения о школах для мальчиков дошли до нас из Египта, стран Ближнего Вос­ тока и античной Греции. Уже в древнем мире многие общественные деятели и мыслители хорошо понимали огромную роль воспитания в развитии общества и в жизни каждого человека. Например, по законам Солона полагалось, чтобы отец выучил своих сыновей для той или иной области труда. Древнегреческий философ Платон писал о том, что коль дурным мастером будет башмачник, то государство пострадает от этого только в том смысле, что граждане будут несколько хуже, чем могли бы, обу­ ты, но, если воспитатель будет скверно выполнять свои обязанности, в стране появится целое поколение невежественных и плохих людей. 5

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz