Дранишников, В. В. Некоторые актуальные проблемы отечественной педагогики : учебное пособие для студентов заочного отделения / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 1997. – 144 с.

Во-первых, наказание не совпадает по времени с поведением, а потому поведение уже нельзя изменить; более того, слишком отсрочен­ ное наказание дети вообще не связывают с проступком, а воспринима­ ют только как бессмысленную жестокость. Во-вторых, даже если человек и понимает, за что его наказали, это не помогает ему изменить поведение. Наказание не учит ребенка, как получать более высокие отметки. Научиться же изменять свое по­ ведение самому выше возможностей большинства детей и даже многих взрослых: ведь не всегда можно проконтролировать свое поведение. Поэтому наказание часто приводит лишь к тому, что дети просто пу­ гаются. Наказание действует относительно успешно только тогда, когда нежелательное поведение еще не превратилось в привычку и если само это наказание является неожиданностью для воспитуемого. При применении наказаний следует помнить о следующих мо­ ментах. 1. Наказание не должно рассматриваться ребенком как произ­ вол или месть с вашей стороны. Только тогда, когда ребенок признает, что наказание наложено справедливо, оно оказывает воспитательный эффект. 2. Желательно, чтобы ребенок заранее знал, что за определен­ ные проступки его ждет определенное наказание. 3. Когда наказание наложено, никогда больше не вспоминайте ни о нем, ни о вызвавшем его поступке. 4. Не изменяйте вашего обычного стиля общения с ребенком из-за его проступка. 5. Прежде чем наказать, задайте себе вопрос: “Зачем я хочу на­ казать ребенка? Чего я хочу от него добиться?” Если же вы задаетесь вопросом “за что?”, значит вы подсознательно просто хотите отом­ стить ребенку1. Таким образом, вспомогательные методы воспитания - поощре­ ние и наказание - пока еще являются частью нашей воспитательной системы и используются для формирования осознанной дисциплины и для стимулирования разнообразной деятельности детей, однако, в их использовании очень важна специальная педагогическая инструмен­ товка. 1См.: Слуцкий В.И. Элементарная педагогика. - М.: Просвещение, 1992, С. 114- 115.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz