Дранишников, В. В. Некоторые актуальные проблемы отечественной педагогики : учебное пособие для студентов заочного отделения / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 1997. – 144 с.
Во-первых, наказание не совпадает по времени с поведением, а потому поведение уже нельзя изменить; более того, слишком отсрочен ное наказание дети вообще не связывают с проступком, а воспринима ют только как бессмысленную жестокость. Во-вторых, даже если человек и понимает, за что его наказали, это не помогает ему изменить поведение. Наказание не учит ребенка, как получать более высокие отметки. Научиться же изменять свое по ведение самому выше возможностей большинства детей и даже многих взрослых: ведь не всегда можно проконтролировать свое поведение. Поэтому наказание часто приводит лишь к тому, что дети просто пу гаются. Наказание действует относительно успешно только тогда, когда нежелательное поведение еще не превратилось в привычку и если само это наказание является неожиданностью для воспитуемого. При применении наказаний следует помнить о следующих мо ментах. 1. Наказание не должно рассматриваться ребенком как произ вол или месть с вашей стороны. Только тогда, когда ребенок признает, что наказание наложено справедливо, оно оказывает воспитательный эффект. 2. Желательно, чтобы ребенок заранее знал, что за определен ные проступки его ждет определенное наказание. 3. Когда наказание наложено, никогда больше не вспоминайте ни о нем, ни о вызвавшем его поступке. 4. Не изменяйте вашего обычного стиля общения с ребенком из-за его проступка. 5. Прежде чем наказать, задайте себе вопрос: “Зачем я хочу на казать ребенка? Чего я хочу от него добиться?” Если же вы задаетесь вопросом “за что?”, значит вы подсознательно просто хотите отом стить ребенку1. Таким образом, вспомогательные методы воспитания - поощре ние и наказание - пока еще являются частью нашей воспитательной системы и используются для формирования осознанной дисциплины и для стимулирования разнообразной деятельности детей, однако, в их использовании очень важна специальная педагогическая инструмен товка. 1См.: Слуцкий В.И. Элементарная педагогика. - М.: Просвещение, 1992, С. 114- 115.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz