Дранишников, В. В. Некоторые актуальные проблемы отечественной педагогики : учебное пособие для студентов заочного отделения / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 1997. – 144 с.

ность школьника исправиться, а также и то, как данное наказание мо­ жет повлиять на коллектив. Как поощрение не всегда выражается наградой, так и психологи­ ческий эффект наказания не всегда обязательно связан с каким-либо лишением. Иногда уже само обсуждение поступка товарищами являет­ ся наказанием, хотя никаких особых выводов при этом не делается. Мы находим у А.С. Макаренко такие случаи, когда коллектив даже отказывал виновному в наказании, выражая этим свое недоверие к его силам. Такой подход оказывал благоприятное воздействие на наруши­ теля, так как заставлял его иначе оценивать свое поведение. Можно ли обойтись в воспитании вообще без наказаний? Такой вопрос вполне уместен, учитывая все педагогические трудности при использовании этого метода, возможности просчетов, нанесение ду­ шевных травм, частых осложнений в дальнейшей воспитательной ра­ боте в тех случаях, когда наказание было применено неудачно. Вокруг этого вопроса ведется многолетняя полемика. Известно, что не только в дореволюционной педагогике, но и среди советских пе­ дагогов всегда было немало противников наказаний. Следует сказать, что трудности применения этого метода хорошо видел А.С. Макарен­ ко, хотя и положительно оценивал его использование. Так, он ограни­ чил право наложения наказаний, предоставляя его только руководите­ лю учреждения и общему собранию. Решительным противником наказаний выступил В.А. Сухомлин- ский. “Наших советских детей можно воспитывать только добром, только лаской”, - писал он. При этом он указывал, что главным усло­ вием воспитания без наказания является высокая научная организация педагогического труда, высокая научная педагогическая культура учи­ телей, их общения с детьми, а также согласованность духовной жизни семьи и школы. Конечно, полемика отражает разный подход к воспитанию. Од­ нако, иногда причина разногласий связана с разным подходом к само­ му понятию “наказание” . Вряд ли можно оспаривать целесообразность применения наказания замечанием, выражением неодобрения, осужде­ нием дурного поступка. Другое дело - такое наказание, как лишение права заниматься любимым делом, удаление из класса, унижение лич­ ности ребенка, различные физические наказания и др. Использование таких методов педагогического воздействия на школьников свидетельствует о крайне низкой педагогической культуре воспитателей и дают право рассматривать вопрос о возможности и це­ лесообразности их дальнейшей профессиональной деятельности в дет­ ских учебно-воспитательных учреждениях. Опытный педагог В.И. Слуцкий справедливо считает, что “наказание - довольно грубый и неэффективный способ изменения по­ ведения. В большинстве случаев оно не помогает вовсе”. Почему? 63

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz