Дранишников, В. В. Некоторые актуальные проблемы отечественной педагогики : учебное пособие для студентов заочного отделения / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 1997. – 144 с.
ность школьника исправиться, а также и то, как данное наказание мо жет повлиять на коллектив. Как поощрение не всегда выражается наградой, так и психологи ческий эффект наказания не всегда обязательно связан с каким-либо лишением. Иногда уже само обсуждение поступка товарищами являет ся наказанием, хотя никаких особых выводов при этом не делается. Мы находим у А.С. Макаренко такие случаи, когда коллектив даже отказывал виновному в наказании, выражая этим свое недоверие к его силам. Такой подход оказывал благоприятное воздействие на наруши теля, так как заставлял его иначе оценивать свое поведение. Можно ли обойтись в воспитании вообще без наказаний? Такой вопрос вполне уместен, учитывая все педагогические трудности при использовании этого метода, возможности просчетов, нанесение ду шевных травм, частых осложнений в дальнейшей воспитательной ра боте в тех случаях, когда наказание было применено неудачно. Вокруг этого вопроса ведется многолетняя полемика. Известно, что не только в дореволюционной педагогике, но и среди советских пе дагогов всегда было немало противников наказаний. Следует сказать, что трудности применения этого метода хорошо видел А.С. Макарен ко, хотя и положительно оценивал его использование. Так, он ограни чил право наложения наказаний, предоставляя его только руководите лю учреждения и общему собранию. Решительным противником наказаний выступил В.А. Сухомлин- ский. “Наших советских детей можно воспитывать только добром, только лаской”, - писал он. При этом он указывал, что главным усло вием воспитания без наказания является высокая научная организация педагогического труда, высокая научная педагогическая культура учи телей, их общения с детьми, а также согласованность духовной жизни семьи и школы. Конечно, полемика отражает разный подход к воспитанию. Од нако, иногда причина разногласий связана с разным подходом к само му понятию “наказание” . Вряд ли можно оспаривать целесообразность применения наказания замечанием, выражением неодобрения, осужде нием дурного поступка. Другое дело - такое наказание, как лишение права заниматься любимым делом, удаление из класса, унижение лич ности ребенка, различные физические наказания и др. Использование таких методов педагогического воздействия на школьников свидетельствует о крайне низкой педагогической культуре воспитателей и дают право рассматривать вопрос о возможности и це лесообразности их дальнейшей профессиональной деятельности в дет ских учебно-воспитательных учреждениях. Опытный педагог В.И. Слуцкий справедливо считает, что “наказание - довольно грубый и неэффективный способ изменения по ведения. В большинстве случаев оно не помогает вовсе”. Почему? 63
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz