Дранишников, В. В. Некоторые актуальные проблемы отечественной педагогики : учебное пособие для студентов заочного отделения / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 1997. – 144 с.
шёнными проступками и действиями, то обесценивают их, гасят побу ждения к повторному поступку. Это сопровождается переживанием потери своей привычной по зиции среди окружающих, которой каждый школьник дорожит. Ожи дается, что, стремясь восстановить ее, ребенок отказывается от преж них поступков, у него укрепляется стремление поступать иначе, соответственно нормам, одобряемым коллективом. Это и давало А.С. Макаренко основание сказать, что наказание есть особая форма предъ явления общественных требований отдельному учащемуся или коллек тиву. В системе воспитания наказание не должно играть роль возмез дия, оно не призвано усмирять, а тем более “ломать и сокрушать ди кую резвость ребенка” (Гербарт). Наказание является естественной и логической мерой воспитания осознанной дисциплины и выполнения детьми своих обязанностей; оно тесно связано с другими методами воспитания и используется лишь тогда, когда это становится необхо димым. В задачи наказания входит: - поддержать общий порядок жизни и деятельности коллектива (класса, секции, факультатива, творческого объединения и т.д.); - оградить коллектив от неразумного действия его членов; - исправить последствия, вызванные негативным поведением ученика; - предотвратить его повторение. При использовании наказания как вспомогательного метода вос питания необходимо помнить о следующих правилах его применения: • накглание должно быть справедливым и осознаваться учащи мися как необходимая мера; • наказание должно вытекать из желания воспитателя исправить поведение ученика, но не являться средством разрядки собст венного дурного настроения. Поэтому в состоянии раздраже ния использовать наказание не следует. Наказание должно следовать за поступком как можно быстрее, но лишь после того, как выяснилась вся совокупность обстоятельств, вызвавших его. Наказание не должно вести к подавленности, а тем более, к фи зическим и нравственным страданиям личности, оно должно лишь по влечь за собой глубокое переживание совершенной ошибки. Педагоги ческий опыт показывает, что нельзя наказывать по подозрению, применять физические наказания, наказывать лишением еды (в летних лагерях, походах и т.д.). По возможности, и это принципиально, надо стремиться не наказывать весь коллектив. Всякое наказание должно учитывать конкретные обстоятельства совершенного проступка: тяжесть проступка, мотивы его, меру вины ребенка, возраст и индивидуальные особенности, желание и способ 62
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz