Дранишников, В. В. Некоторые актуальные проблемы отечественной педагогики : учебное пособие для студентов заочного отделения / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 1997. – 144 с.

шёнными проступками и действиями, то обесценивают их, гасят побу­ ждения к повторному поступку. Это сопровождается переживанием потери своей привычной по­ зиции среди окружающих, которой каждый школьник дорожит. Ожи­ дается, что, стремясь восстановить ее, ребенок отказывается от преж­ них поступков, у него укрепляется стремление поступать иначе, соответственно нормам, одобряемым коллективом. Это и давало А.С. Макаренко основание сказать, что наказание есть особая форма предъ­ явления общественных требований отдельному учащемуся или коллек­ тиву. В системе воспитания наказание не должно играть роль возмез­ дия, оно не призвано усмирять, а тем более “ломать и сокрушать ди­ кую резвость ребенка” (Гербарт). Наказание является естественной и логической мерой воспитания осознанной дисциплины и выполнения детьми своих обязанностей; оно тесно связано с другими методами воспитания и используется лишь тогда, когда это становится необхо­ димым. В задачи наказания входит: - поддержать общий порядок жизни и деятельности коллектива (класса, секции, факультатива, творческого объединения и т.д.); - оградить коллектив от неразумного действия его членов; - исправить последствия, вызванные негативным поведением ученика; - предотвратить его повторение. При использовании наказания как вспомогательного метода вос­ питания необходимо помнить о следующих правилах его применения: • накглание должно быть справедливым и осознаваться учащи­ мися как необходимая мера; • наказание должно вытекать из желания воспитателя исправить поведение ученика, но не являться средством разрядки собст­ венного дурного настроения. Поэтому в состоянии раздраже­ ния использовать наказание не следует. Наказание должно следовать за поступком как можно быстрее, но лишь после того, как выяснилась вся совокупность обстоятельств, вызвавших его. Наказание не должно вести к подавленности, а тем более, к фи­ зическим и нравственным страданиям личности, оно должно лишь по­ влечь за собой глубокое переживание совершенной ошибки. Педагоги­ ческий опыт показывает, что нельзя наказывать по подозрению, применять физические наказания, наказывать лишением еды (в летних лагерях, походах и т.д.). По возможности, и это принципиально, надо стремиться не наказывать весь коллектив. Всякое наказание должно учитывать конкретные обстоятельства совершенного проступка: тяжесть проступка, мотивы его, меру вины ребенка, возраст и индивидуальные особенности, желание и способ­ 62

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz