Дранишников, В. В. Некоторые актуальные проблемы отечественной педагогики : учебное пособие для студентов заочного отделения / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 1997. – 144 с.

■ не следует часто поощрять одних и тех же, это разобщает кол­ лектив (у тех детей, кого часто поощряют, появляется чувство непогрешимости, зазнайство); ■ поощряя, следует принимать во внимание не только сам посту­ пок, но и мотив, которым руководствовался ученик (именно мотив раскрывает моральную ценность поступка, благород­ ный, честолюбивый); ■ коллективные поощрения всегда полезны, если они адекватны поступкам. М.Е. Щуркова дает еще несколько ценных советов, которые не­ обходимо помнить при использовании метода поощрения. Так, по ее мнению не следует хвалить: • за то, что получено от природы (ум, здоровье и т.д.); • за то, что достигнуто не своими усилиями, не своей работой; • больше двух раз за одно и то же достижение; • из жалости; • из желания понравиться. Тот кто хвалит, далеко не всегда становит­ ся любимым1. В процессе конкретной школьной жизни, особенно во внекласс­ ной и внешкольной работе, когда воспитатель объединяет школьников по интересам, возможно привлечение детей к разработке методов по­ ощрения за эту деятельность. Например, в 10-й школе г. Мурманска ученики-краеведы вместе с учителем разработали “Положение о правах и обязанностях экскурсоводов школьного музея”. В этом самодеятель­ ном документе есть раздел - Поощрение лучших экскурсоводов: 1. Награждение Почетной грамотой. 2. Награждение сувениром. 3. Запись в книгу “Лучшие краеведы школы”. 4. Награждение значком “Краевед 10-й школы г. Мурманска - “Пазори” (при условии участия в 2-х многодневных походах- экскурсиях и проведении 10 экскурсий в школьном музее). Эта награда была самой дорогой и значимой для школьников. Метод наказания. Наказание - такое воздействие на личность от­ дельного школьника или целый коллектив, которое выражает осужде­ ние действий и поступков, противоречащих нормам общественного поведения, и принуждает учащихся следовать определенным требова­ ниям, принятым в коллективе и обществе. Психологический смысл наказания в том, что оно должно вы­ звать у учащихся неприятные переживания, чувство стыда и вины. Предполагается, что когда эти чувства прочно связываются с совер­ 1См.: Методические рекомендации по созданию и организации работы школьного краеведческого музея / Автор-составитель В.В. Дранишников. - Мурманск: Педобщество, 1980, С. 16-17. 61

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz