Дранишников, В. В. Некоторые актуальные проблемы отечественной педагогики : учебное пособие для студентов заочного отделения / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 1997. – 144 с.
возникновения отрицательных переживаний у некоторых учащихся, не получивших поощрения, предотвращает проявление зависти. Нередко возникает такое положение, когда в коллективе, заслу живающем поощрения, есть отдельные ученики, которые не причастны к его достижениям. В этом случае надо предоставить коллективу само му решить, разделит ли с ним школьник, который не помогал общему успеху, полученную награду, или его следует лишить коллективного поощрения. Нельзя забывать и о тех детях, которые никогда не получают по ощрений или получают их слишком редко. Конечно, чаще всего они действительно не заслуживают поощрения. Но необходимо учитывать, что длительно занимаемая учеником позиция “среднего”, которого хо тя и не бранят, но и не хвалят, как бы просто не замечают, вызывает серьезные осложнения в формировании его личности, чувство ущем- лснности, а иногда, желание любым способом привлечь к себе внима ние. Одинаково важно, чтобы в коллективе не появились ни захва ленные, зазнавшиеся ученики, ни ученики, обделенные общественным вниманием. Чтобы избежать этого, полезно применять поощрения не только по совокупности всех достижений - это заслужить трудно (к со жалению, так чаще всего и делают в школах), но и раздельно за успехи в труде, за успехи в усвоении отдельного предмета, за активное участие в работе кружков, секций, за инициативу и добросовестность во время дежурства, за активную работу на уроках, за изготовление учебных по собий и т.д. Было бы ошибкой полагать, что поощрения полезны всегда и везде. Воспитательное значение поощрения возрастает, если оно вклю чает в себе оценку не только результата, но и мотива и способов дея тельности. Надо приучать детей ценить более всего сам факт одобре ния, а не его престижный вес. В поощрении особенно нуждаются дети стеснительные, неуверенные в себе. Поощрения чаще используются в работе с младшими школьниками и подростками, которые особенно чувствительны к оценкам их поступков и поведения в целом. В школе сложилась целостная система поощрения. Это письмен ная и устная оценка, благодарность, премирование, награждение гра мотами, дипломами. Последнее время чаще стали использовать мате риальное поощрение детей. Существуют определенные правила использования метода поощрения: ■ направлять поощрение следует на оценку таких действий и по ступков школьников, на которые затрачены большие усилия; ■ чаще следует поощрять тех детей, которые не всегда достигают успеха, даже затратив много усилий в той или иной деятельно сти, и тех, кто страдает чувством неполноценности; 60
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz