Дранишников, В. В. Некоторые актуальные проблемы отечественной педагогики : учебное пособие для студентов заочного отделения / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 1997. – 144 с.

возникновения отрицательных переживаний у некоторых учащихся, не получивших поощрения, предотвращает проявление зависти. Нередко возникает такое положение, когда в коллективе, заслу­ живающем поощрения, есть отдельные ученики, которые не причастны к его достижениям. В этом случае надо предоставить коллективу само­ му решить, разделит ли с ним школьник, который не помогал общему успеху, полученную награду, или его следует лишить коллективного поощрения. Нельзя забывать и о тех детях, которые никогда не получают по­ ощрений или получают их слишком редко. Конечно, чаще всего они действительно не заслуживают поощрения. Но необходимо учитывать, что длительно занимаемая учеником позиция “среднего”, которого хо­ тя и не бранят, но и не хвалят, как бы просто не замечают, вызывает серьезные осложнения в формировании его личности, чувство ущем- лснности, а иногда, желание любым способом привлечь к себе внима­ ние. Одинаково важно, чтобы в коллективе не появились ни захва­ ленные, зазнавшиеся ученики, ни ученики, обделенные общественным вниманием. Чтобы избежать этого, полезно применять поощрения не только по совокупности всех достижений - это заслужить трудно (к со­ жалению, так чаще всего и делают в школах), но и раздельно за успехи в труде, за успехи в усвоении отдельного предмета, за активное участие в работе кружков, секций, за инициативу и добросовестность во время дежурства, за активную работу на уроках, за изготовление учебных по­ собий и т.д. Было бы ошибкой полагать, что поощрения полезны всегда и везде. Воспитательное значение поощрения возрастает, если оно вклю­ чает в себе оценку не только результата, но и мотива и способов дея­ тельности. Надо приучать детей ценить более всего сам факт одобре­ ния, а не его престижный вес. В поощрении особенно нуждаются дети стеснительные, неуверенные в себе. Поощрения чаще используются в работе с младшими школьниками и подростками, которые особенно чувствительны к оценкам их поступков и поведения в целом. В школе сложилась целостная система поощрения. Это письмен­ ная и устная оценка, благодарность, премирование, награждение гра­ мотами, дипломами. Последнее время чаще стали использовать мате­ риальное поощрение детей. Существуют определенные правила использования метода поощрения: ■ направлять поощрение следует на оценку таких действий и по­ ступков школьников, на которые затрачены большие усилия; ■ чаще следует поощрять тех детей, которые не всегда достигают успеха, даже затратив много усилий в той или иной деятельно­ сти, и тех, кто страдает чувством неполноценности; 60

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz