Дранишников, В. В. Некоторые актуальные проблемы отечественной педагогики : учебное пособие для студентов заочного отделения / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 1997. – 144 с.

Поощрение - это способ выражения общественной положительной оценки поведения и деятельности отдельного учащегося или коллекти­ ва. Его стимулирующая роль определяется тем, что в нем содержится общественное признание того образа действий, который избран и про­ водится учеником в жизнь. Переживая чувство удовлетворения, школьник испытывает подъем энергии, уверенность в собственных силах. Г.И. Щукина считает, что использование основных методов вос­ питания дает возможность осуществлять процесс нравственного ста­ новления ребенка, в то время как ни поощрение, ни, тем более, наказа­ ние ничего для этого становления не создают. Они служат своеобразными регуляторами тех воздействий, которые оказывают ос­ новные методы1. К этим методам воспитания мы обращаемся тогда, когда хотим поддержать, усилить положительные побуждения, активизировать их проявление в поведении или необходимо затормозить отрицательные мотивы, снизить их силу, удержать ребенка от практической активно­ сти, направленной на их удовлетворение. Но эти воздействия, не создавая новых компонентов нравствен­ ного становления ребенка, нередко оказывают достаточно сильные и не всегда благоприятные влияния на эмоциональное самочувствие ре­ бенка, его отношение к окружающим и к самому себе. Поэтому приме­ нение методов поощрения и наказания требует большой осторожности и хорошо продуманной педагогической инструментовки. Смысл психологического воздействия поощрения заключается в том переживании удовольствия, радости, которое охватывает ребенка благодаря общественному признанию его усилий, стараний, достиже­ ний. Поощрение вселяет уверенность в своих силах, вызывает у детей бодрость, прилив энергии, хороший настрой и готовность к дальней­ шей работе, способствует благоприятному самочувствию ребенка. Необходимо постоянно учитывать, какие именно переживания вызывает факт поощрения и у поощряемых, и у коллектива. Если кол­ лектив отказывает ученику в признании его достоинств, тогда полу­ ченная от учителя награда не всегда значима для школьника. То же происходит, когда поощряется целый класс, если другие классы не раз­ деляют эту оценку. Надо тщательно взвешивать справедливость поощ­ рения; всегда целесообразно делать эго с участием коллектива или его представителей, специально для этого уполномоченных коллективом, а не назначенных самим учителем. В таких случаях психологическое воз­ действие поощрения усиливается, а вместе с тем повышается значение общественного мнения. Кроме того, такой прием снимает возможность 1См.: Теория и методика коммунистического воспитания в школе / Под ред. Г.И. Щукиной. - М.: Просвещение, 1974, С. 84-89.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz