Дранишников, В. В. Некоторые актуальные проблемы отечественной педагогики : учебное пособие для студентов заочного отделения / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 1997. – 144 с.
Поощрение - это способ выражения общественной положительной оценки поведения и деятельности отдельного учащегося или коллекти ва. Его стимулирующая роль определяется тем, что в нем содержится общественное признание того образа действий, который избран и про водится учеником в жизнь. Переживая чувство удовлетворения, школьник испытывает подъем энергии, уверенность в собственных силах. Г.И. Щукина считает, что использование основных методов вос питания дает возможность осуществлять процесс нравственного ста новления ребенка, в то время как ни поощрение, ни, тем более, наказа ние ничего для этого становления не создают. Они служат своеобразными регуляторами тех воздействий, которые оказывают ос новные методы1. К этим методам воспитания мы обращаемся тогда, когда хотим поддержать, усилить положительные побуждения, активизировать их проявление в поведении или необходимо затормозить отрицательные мотивы, снизить их силу, удержать ребенка от практической активно сти, направленной на их удовлетворение. Но эти воздействия, не создавая новых компонентов нравствен ного становления ребенка, нередко оказывают достаточно сильные и не всегда благоприятные влияния на эмоциональное самочувствие ре бенка, его отношение к окружающим и к самому себе. Поэтому приме нение методов поощрения и наказания требует большой осторожности и хорошо продуманной педагогической инструментовки. Смысл психологического воздействия поощрения заключается в том переживании удовольствия, радости, которое охватывает ребенка благодаря общественному признанию его усилий, стараний, достиже ний. Поощрение вселяет уверенность в своих силах, вызывает у детей бодрость, прилив энергии, хороший настрой и готовность к дальней шей работе, способствует благоприятному самочувствию ребенка. Необходимо постоянно учитывать, какие именно переживания вызывает факт поощрения и у поощряемых, и у коллектива. Если кол лектив отказывает ученику в признании его достоинств, тогда полу ченная от учителя награда не всегда значима для школьника. То же происходит, когда поощряется целый класс, если другие классы не раз деляют эту оценку. Надо тщательно взвешивать справедливость поощ рения; всегда целесообразно делать эго с участием коллектива или его представителей, специально для этого уполномоченных коллективом, а не назначенных самим учителем. В таких случаях психологическое воз действие поощрения усиливается, а вместе с тем повышается значение общественного мнения. Кроме того, такой прием снимает возможность 1См.: Теория и методика коммунистического воспитания в школе / Под ред. Г.И. Щукиной. - М.: Просвещение, 1974, С. 84-89.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz