Дранишников, В. В. Некоторые актуальные проблемы отечественной педагогики : учебное пособие для студентов заочного отделения / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 1997. – 144 с.
МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ И МОТИВАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ “Стимулировать - значит побуждать, давать толчок, импульс мысли, чувству и действию. В целях подкрепления и усиления воздей ствия на личность школьника тех или иных факторов применяются различные методы стимулирования, среди которых наиболее употре бительны соревнование, поощрение и наказание”1. Метод соревнования был широко распространен в советской школе. Соревнование строилось с учетом того несомненного социаль но-психологического фактора, что детям, подросткам и юношам в высшей степени свойственно стремление к здоровому соперничеству, приоритету, первенству, самоутверждению. Вовлекая учащихся в борь бу за достижение наилучших результатов в труде и общественной дея тельности, соревнование подтягивает отстающих, стимулирует разви тие активности, инициативы, формирует ответственность и коллективизм у школьников. Думается, что и в новых условиях нецелесообразно исключать соревнование из арсенала воспитательных средств, хотя, безусловно, к его организации и проведению должны быть принципиально другие подходы. Ряд учителей справедливо выступает против организации со ревнования в учебной деятельности, исходя из того, что у детей разные познавательные возможности. Потому особенно важно, чтобы в орга низации соревнования принимали участие сами школьники, особенно в разработке Положения о соревновании, критериях и оценках его ито гов. Здесь целесообразно использовать метод “Экспертных оценок”, который позволит коллективно выработать те критерии и оценки, ко торые справедливы по мнению детей. Соревнование бывает коллективным и индивидуальным. По вре мени действия соревнования различаются на длительные и эпизодиче ские. В процессе организации и проведения соревнования необходимо соблюдать следующие принципы: гласность, конкретность, сравни мость результатов, возможность практического использования передо вого опыта. Поощрение и наказание называют вспомогательными методами воспитания, этим подчеркивается ограниченный характер их примене ния. В свое время КД . Ушинский высказал мысль о том, что только несовершенство педагогической науки вынуждает нас использовать та кие методы. В.А. Сухомлинский неоднократно выступал против зло употребления учителями методом наказания. 1Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1988, С. 119.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz