Дранишников, В. В. Некоторые актуальные проблемы отечественной педагогики : учебное пособие для студентов заочного отделения / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 1997. – 144 с.

чение этого метода в воспитании - выработать у учащихся путем сис­ тематической длительной работы, предусматривающей многократное повторение определенных действий и поступков, ряд таких положи­ тельных качеств, как вежливость, внимательность, организованность, дисциплинированность и др. То есть упражнение в широком смысле слова - это такая организация жизни и деятельности учащихся, которая создает им условия поступать в соответствии с принятыми нормами и правилами поведения. Метод упражнения часто реализуется через поручения. Поручения - это практические задания, которые получают и выполняют дети. Они приучают школьников жить и работать по законам коллектива и об­ щества. М.Е. Щуркова вообще не разделяет методы “упражнения” и “приучения”, подчеркивая их близость и взаимосвязь. Она пишет: “Метод упражнений (приучения) - есть метод управления деятельно­ стью школьников при помощи разнообразных и повторяющихся дел, где каждый выполняет определенные поручения (задания). Этот метод способствует формированию единства сознания и поведения”. Метод упражнений в воспитании реализуется через поручения. Поручения (практические задания) создают и расширяют опыт учащихся в раз­ личных видах деятельности, опыт личного предпринимательства. В практической воспитательной деятельности М.Е. Щуркова советует: - в повседневной организаторской работе необходимо широко использовать метод упражнений (приучения), формирующий единство сознания и поведения; - метод упражнений эффективен только при использовании его с методом убеждения; - в коллективе не должно быть ни одного школьника без посто­ янных и временных заданий; - педагогу следует хорошо знать мотивы участия школьников в деятельности, их отношение к поручениям и обязанностям1. Большого педагогического мастерства требует метод создания воспитывающих ситуаций. Это специально организованные педагоги­ ческие условия, которые ставят учащихся в положение, когда они должны сами сделать выбор, принять решение из альтернативных ва­ риантов, раскрыть наличие или отсутствие тех или иных нравственных качеств личности. Автор этих строк в течение многих лет использовал метод созда­ ния воспитывающих ситуаций на этапе отбора из нескольких паралле­ лей старшеклассников, где преподавал отечественную историю, всего 10 человек, которых можно было взять в категорийный, сложный по­ 1Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: 1995, С. 400, 402.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz