Дранишников, В. В. Некоторые актуальные проблемы отечественной педагогики : учебное пособие для студентов заочного отделения / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 1997. – 144 с.
Говоря о техническом исполнении прямых требований, следует отметить решительный, уверенный тон их предъявления. Он может быть и спокойным, и подчеркнуто строгим, в зависимости от ситуа ции, но никогда не должен переходить в крик, в оскорбление ребенка. В косвенных требованиях цель воспитателя не выражается столь прямо, она завуалирована, и в качестве стимула используется не столь ко само требование, сколько психологические факторы - различные переживания, чувства ребенка. Косвенные требования могут быть раз делены на три группы. Первая группа связана с выражением положительного отноше ния педагога к воспитаннику. Это просьба, доверие, одобрение. Назо вем их положительными требованиями. Вторая группа косвенных тре бований не проявляет отчетливого отношения воспитателя к детям, но основывается на уже сложившихся отношениях воспитанников к сти мулированной деятельности. Это совет, намек, условное требование и требование в игровом оформлении. Назовем их нейтральными требо ваниями. Третья группа - демонстрирует отрицательное отношение к деятельности воспитанника, к проявлению тех или иных его нравст венных качеств. Это осуждение, выражение недоверия и угроза1. Думается, если учитель стоит на позициях гуманизации учебно- воспитательного процесса, методы недоверия и “угрозы” следует ис ключить из арсенала методов воспитания. Приучение - это организация планомерного и регулярного вы полнения детьми определенных действий в целях превращения их в привычные формы общественного поведения. Привычка важна не сама по себе. Она может стать устойчивым качеством личности. Привычка, по мнению К. Д. Ушинского, “есть тот процесс, посредством которого убеждения делаются наклонностью и мысль переходит в дело”. Детей с раннего возраста приучают к определенному режиму и прививают простейшие навыки поведения в быту, в общении с товарищами и взрослыми. Приучение опирается на растущие потребности детей в расширении и обогащении своего жизненного опыта. Приучение обна руживает наибольшую эффективность на ранних ступенях воспитания и развития детей. Применение этого метода требует соблюдения неко торых педагогических условий. Дети должны четко понять, что им предстоит делать, зачем и почему. Для выработки привычки нужно время и терпение воспитателей. Важным методом организации деятельности и общения является метод упражнения. Упражнение - это повторное выполнение действия с целью его усвоения. Этот метод близок к методу приучения. Упражне ния широко применяются в учебной работе. С их помощью учащиеся приобретают и совершенствуют те или иные умения и навыки. Назна 1См. подробнее: Методика воспитательной работы / Под ред. Л.И. Рувинского. - М.: Просвещение, 1989, С. 80-90. 55
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz