Дранишников, В. В. Некоторые актуальные проблемы отечественной педагогики : учебное пособие для студентов заочного отделения / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 1997. – 144 с.

отдыхать до тех пор, пока не обработает черновые записи, собран­ ные материалы. • Краевед любит науку, знает цену подлинному историческому источ­ нику, но еще больше любит и ценит окружающих его людей. Поэто­ му он считает почетным долгом оказывать всевозможную посиль­ ную помощь населению того района, где он работает, особенно старожилам, ветеранам труда и войны: помочь вскопать огород, на­ колоть дров, наносить воды, отремонтировать электроприбор и т.д. « Краевед знает, как трудно собирать историко-краеведческий матери­ ал, поэтому особенно ответственно относится к его фиксации, бе­ режно и осторожно к его упаковке и транспортировке. • Краевед - друг природы. Самое большое преступление для краеведа - варварское, равнодушное отношение к природе. Там, где прошли краеведы, должна быть оставлена добрая память о хороших делах. Поэтому краевед знает: - разбивать бивуак надо так, чтобы не пострадало ни одно дерево, ни один кустик; - на дрова берется только сушняк; - перед уходом с места привала подобрать, сжечь весь мусор, обжечь консервные банки и закопать все, что не горит; - дежурные обязаны перед уходом отчитаться руководителю похода за чистоту места стоянки; - если ночевали в избушке или шалаше, оставить часть продуктов, спички, щепу, сухие дрова1. Конечно, в этих “Правилах” много мальчишеского максимализ­ ма. Он проявлялся и тогда, когда кто-нибудь их нарушал, правда, это было очень редко, но тогда уже даже руководитель похода не мог за­ щитить провинившегося, и он по решению общего собрания отчислял­ ся из экспедиции. Существуют правила применения метода требования. Первое правило: требование должно быть позитивным, т.е. вызывать совер­ шенно определенный поступок, а не просто запрещать, тормозить те или иные действия детей. Второе правило: прямое требование должно быть инструктивным, т.е. однозначным, ясным и четким, конкретным. На первых порах при стимулировании новых действий детей требова­ ние как бы сливается с инструктажем, детализируя эти действия и чет­ ко их характеризуя. Третье правило: любое разумное, ясное и подго­ товленное требование педагога обязательно должно быть выполнено, доведено до конца. 1 См.: Методические рекомендации по подготовке и проведению краеведческих экскурсий и походов / Автор-составитель В.В. Дранишников. - Мурманск: Педобщество, 1981, С. 14-15.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz